100 лет назад начался знаменитый Брусиловский прорыв - наступательная операция русской армии против войск Австро-Венгрии. Об этой операции историки спорят до сих пор, не сходясь решительно по всем ключевым вопросам: в потерях сторон, в значении операции, в оценке полководческого мастерства командующего, генерал-адьютанта Алексея Брусилова.
Летнее наступление русской армии было частью общего стратегического плана держав Антанты. В рамках этого плана англо-французские войска готовились наступать на Сомме. Начало наступления на русском фронте было назначено на 15 июня, на французском - на 1 июля1916 года.
1 апреля в Могилеве состоялся военный совет под председательством Верховного главнокомандующего Николая II. Было принято решение о готовности к наступлению на всех фронтах к середине мая 1916 года. В соответствии с этим решением должно было начаться наступление на трёх фронтах - Северном, Западном и Юго-Западном. На конец марта Северный и Западный фронты имели 1220 тысяч штыков и сабель против 620 тысяч у немцев, Юго-Западный фронт — 512 тысяч против 441 тысячи у австро-венгров и немцев. Главный удар должны были нанести войска Западного фронта, а вспомогательные удары — Северный и Юго-Западный фронты.

Основной удар предполагалось нанести силами Западного фронта (командующий генерал А.Эверт) из района Молодечно на Вильно. Северный фронт (командующий генерал А.Куропаткин) должен был нанести вспомогательный удар от Двинска - на Вильно. Юго-Западному фронту (командующий генерал А.Брусилов) предписывалось наступать на Луцк — Ковель, навстречу главному удару Западного фронта.
Таким образом, замышлялось классическое концентрическое наступление по сходящимся операционным линиям. Через четыре года такую же операцию, хоть и в ином масштабе, спланирует против Польши Михаил Тухачевский и потерпит жестокое поражение, причины которого дискутируются до сих пор.
15 мая 1916 года австрийские войска нанесли тяжёлое поражение итальянцам под Трентино. Италия обратилась к России с просьбой помочь наступлением армий именно на Юго-Западном фронте, чтобы оттянуть австро-венгерские части с итальянского направления. 31 мая Ставка главного командования назначила наступление Юго-Западного фронта на 4 июня, а Западного фронта — на 10 июня. Нанесение главного удара все же поручалось Западному фронту.

В этой ситуации командующий Юго-Западным фронтом А.Брусилов проявил личную инициативу, решив нанести удар силами всех своих четырех армий одновременно, чтобы не дать противнику возможности маневрировать резервами.
Главный удар Юго-Западного фронта на Луцк и далее на Ковель наносила 8-я армия (командующий генерал А. Каледин), вспомогательные удары -11-я армия (генерал В.Сахаров) на Броды, 7-я (генерал Д.Щербачев) - на Галич, 9-я (генерал П. Лечицкий) — на Черновицы и Коломыю. Командующие армиями могли самостоятельно выбирать участки прорыва.
Четыре армии Юго-Западного фронта насчитывали 534 тыс. штыков и 60 тыс. сабель, 1770 лёгких и 168 тяжёлых орудий. Против них были четыре австро-венгерские армии и одна немецкая, общей численностью 448 тыс. штыков и 38 тыс. сабель, 1301 лёгких и 545 тяжёлых орудий.
Отметим перевес противника по тяжелым орудиям. Это стало одной из главных причин тяжелых потерь русской армии. Преимущество в артиллерии крупных калибров дало возможность германским войскам наносить тяжелые поражения русским на протяжении практически всей войны, если не считать самого первого соприкосновения русских и немцев под Гумбиненом.
Австро-германские войска создали против армий Брусилова глубоко эшелонированную оборону. Она состояла из трех полос, отстоящих друг от друга на пять и более километров. Самой сильной была первая из 2 — 3 линий окопов, общей длиной 1,5 — 2 км. Основу её составляли опорные узлы, в промежутках — сплошные траншеи, подступы к которым простреливались с флангов, на всех высотах — доты. От некоторых узлов шли вглубь отсечные позиции, так что и в случае прорыва атакующие попадали в «мешок». Окопы были с козырьками, блиндажами, убежищами, врытыми глубоко в землю, с железобетонными сводами или перекрытиями из бревен и земли толщиной до 2 м, способными выдержать любые снаряды. Для пулемётчиков устанавливались бетонные колпаки. Перед окопами тянулись проволочные заграждения (2 — 3 полосы по 4 — 16 рядов), на некоторых участках через них пропускался ток, подвешивались бомбы, ставились мины. Две тыловых полосы были оборудованы послабее (1 — 2 линии траншей). А между полосами и линиями окопов устраивались искусственные препятствия — засеки, волчьи ямы, рогатки.
Австро-германское командование считало, что такую оборону без значительного усиления русским армиям не прорвать, и потому наступление Брусилова для него было полной неожиданностью.
Вечером 21 мая, за несколько часов до начала запланированной артподготовки, начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего генерал М.Алексеев в разговоре по прямому проводу сообщил А.Брусилову, что император желает изменить подготовленный план одновременного наступления на разных участках фронта и устроить лишь один ударный участок, причем еще и сдвинуть наступление на несколько дней вперед. Брусилов категорически отказался.

Артподготовка началась по первоначальному плану 22 мая (по старому стилю), длилась два дня, сильно разрушила первую полосу обороны и частичной вывела из строя артиллерию противника. Перешедшие затем в наступление русские 8-я, 11-я, 7-я и 9-я армии с ходу прорвали оборону австро-венгерского фронта. Прорыв был осуществлён сразу на 13 участках с последующим развитием наступления во фланги и в глубину.
Уже к полудню 24 мая было взято в плен 900 офицеров и свыше 40 тысяч солдат. К 27 мая было взято в плен 1240 офицеров и свыше 71 тысяч солдат, захвачено большое количество артиллерии и пулеметов.
Наибольшего успеха на первом этапе достигла 8-я армия генерала А.Каледина, которая заняла Луцк и наголову разгромила 4-ю австро-венгерскую армию эрцгерцога Иосифа Фердинанда. Было захвачено 45 тысяч пленных, 66 орудий. Прорыв армии Каледина достиг 80 км по фронту и 65 в глубину.
11-я и 7-я армии прорвали фронт, но под контрударами противника были вынуждены остановиться.
9-я армия под командованием генерала П. Лечицкого прорвала фронт 7-й австро-венгерской армии и разгромила ее во встречном сражении, продвинувшись на 50 км и взяв 50 тысяч пленных. 18 июня армия генерала Лечицкого взяла штурмом хорошо укрепленные Черновцы. Был взломан весь южный фланг австрийского фронта. Преследуя противника, 9-я армия вышла на оперативный простор на Буковине. 30 июня была захвачена Коломыя и открыт путь к Карпатам.

Для ликвидации угрозы взятия 8-й армией Ковеля, важнейшего центра коммуникаций, были переброшены сюда две германские дивизии из Западной Европы и две австрийские дивизии - с итальянского фронта. Однако контрудар австро-германских войск против 8-й армии провалился. Австро-германские войска были разбиты и отброшены за реку Стырь, где и закрепились, заняв оборону.
Однако уже в это время наметились признаки потери темпа из-за того, что наступление армий Брусилова не было поддержано наступлением других фронтов.
Командующий Западным фронтом генерал Эверт отложил дату наступления Западного фронта до 17 июня, а затем вообще на июль.
24 июня началось наступление армий союзников на Сомме.
4 июля возобновил наступление русский Юго-Западный фронт, нанося главный удар на Ковель. Германский фронт был прорван, войска Юго-западного фронта взяли г. Галузию, Маневичи, Городок и вышли в нижнем течении на реку Стоход. Подтянув резервы, противник создал здесь сильную оборону, и Брусилов на две недели остановил наступление.
3 июля Западный фронт начал наступление на Барановичи, имея серьезное превосходство в силах над противником, но успеха не добился при больших потерях. Это дало возможность германскому командованию начать переброску сил с этого направления против Брусилова.
Только через 35 дней после начала Брусиловского прорыва Ставка поручила нанесение главного удара войскам Юго-Западного фронта, признав тем самым правоту Брусилова и свою оперативную некомпетентность.
Западному фронту было поручено держать оборону, а Северному, которым командовал антигерой войны с Японией генерал Куропаткин - перейти в наступление. Куропаткин дал команду наступать на Бауск одной лишь 12-й армии, которая потерпела закономерную неудачу.
Наверстывая упущенное, Ставка перебросила на юг гвардию и стратегический резерв забайкальских казаков, создав Особую армию под командованием генерала Безобразова.
28 июля Юго-Западный фронт перешел в наступление. Но теперь каждый успех доставался весьма большой кровью.
После мощной артподготовки в прорыв пошла ударная группа в составе 3-й, Особой и 8-й армий. В результате жесточайших боев русские продвинулись на 10 километров и вышли к реке Стоход уже не только в нижнем, но и в верхнем её течении. Но прорвать оборону немцев и взять Ковель не удалось.
В центре Юго-Западного фронта 11-я, 7-я и 9-я армии разгромили австро-германские войска и прорвали фронт. 11-я армия взяла Броды и, преследуя противника, вышла ко Львову, 7-я армия взяла Галич и Монастыриску. На левом фланге фронта 9-я армия генерала Лечицкого, заняла Буковину и взяла Станислав.
К концу августа возросшее сопротивление противника и огромные потери заставили прекратить наступление.
Сам Брусилов оценил итоги своего прорыва следующим образом:
«Никаких стратегических результатов эта операция не дала, да и дать не могла, ибо решение военного совета 1 апреля ни в какой мере выполнено не было. Западный фронт главного удара так и не нанес, а Северный фронт имел своим девизом знакомое нам с японской войны "терпение, терпение и терпение". Ставка, по моему убеждению, ни в какой мере не выполнила своего назначения управлять всей русской вооружённой силой. Грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена».
(Брусилов А.А. Мои воспоминания. - М.: Воениздат, 1983)
Огромные потери русских войск выкосили цвет русского офицерства, усилили до предела антивоенные настроения среди солдат и восстановили большую часть либеральной интеллигенции, а также генералитета против царя лично и монархии в целом. Одной из главнейших причин того, что русская армия не смогла развить первоначальный успех и понесла огромные потери, обесценившие значение завоеванных территорий, было то, что царь не смог или не захотел поставить во главе армии решительных и талантливых генералов, как это сделал германский кайзер, поручив верховное командование Гинденбургу и Людендорфу.
Николай II был настолько разозлен неподчинением Брусилова его монаршей воле, что даже отказался наградить его.
После Брусиловского прорыва начался упадок боевого духа во всей армии, да и во всем русском обществе. Империя доживала последние дни.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Добавляйте CСб в свои источники дзен
Картина дня
В Белом доме заявили, что Трамп устал от "встреч ради встреч" и крайне разочарован обеими сторонами конфликта
Сигнал Трампу: Ушаков заявил, что весь Донбасс будет российский, а прекращение огня только потом
Зеленский заявил, что по территориальному вопросу должна быть выражена воля народа
Жители Петербурга второй день жалуются на проблемы с мобильным интернетом
В Москве вынесли виртуальный приговор девяти представителям Международного уголовного суда
Маргарита Симоньян о париках: "Я мужа похоронила два месяца назад — как тут можно всерьез переживать о волосах"
Виктория Боня о суде с невестой Лепса: Будет учиться отвечать за свои слова
Наши публикации
Шпионское счастье. Глава 54
АвтоВАЗ рассчитывает завершить год без убытков четвертый раз подряд - за счет чего, если машины не продаются?
Шпионское счастье. Глава 49
В Госдуме не увидели проблемы с блокировкой Roblox, потому что дети ее все равно будут обходить
В Совфеде обсудили защиту чиновников от штрафов: камеры не понимают, что их штрафовать не положено
Шпионское счастье. Глава 46
Директор Долиной пригрозил "зарвавшимся подонкам", критикующим ее, "влиятельными друзьями" певицы
Слухи, скандалы, сплетни
Конор Макгрегор женится на матери своих четверых детей после 17 лет отношений
Победитель последнего "Евровидения" заявил, что вернет награду организаторам из-за допуска к конкурсу Израиля
Екатерина Гордон назвала "спектаклем" интервью Долиной об истории с квартирой
Татьяна Арнтгольц и Марк Богатырев развелись
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
"Роскосмос" сдержанно сообщил о довольно серьезном повреждении элементов стартового стола на Байконуре
Илон Маск намерен выпускать по миллиону человекоподобных роботов Optimus в год
SpaceX успешно запустила Starship после нескольких неудачных пусков
Роскосмос сообщил об устранении утечки воздуха на модуле "Звезда" МКС, о которой известно с 2019 года
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
Россияне смогут въехать в Иорданию без визы с 13 декабря
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
Спорт
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
«Оренбург» сыграет вместо исключенного «Торпедо» в новом сезоне РПЛ
МВД назвало размер взятки арбитру за помощь «Торпедо» в решающем матче
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


В Твери беспилотник попал в жилой дом, пострадали семь человек
Депутат Свинцов допустил блокировку всех сервисов Google
Победитель "Евровидения" заявил, что вернет награду организаторам из-за допуска к конкурсу Израиля
Андрей Троицкий. Шпионское счастье, глава 53