мпгу.рф
Более 60 лет назад, 25 февраля 1956 года на закрытом заседании ХХ съезда КПСС прозвучал доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», который изменил ход мировой истории.
То, что сказал Генсек Хрущев, скоро стало известно во всем мире. Иосиф Сталин из вождя первого в мире государства рабочих и крестьян, из творца могучей советской индустрии и победителя фашизма стал преступником и злодеем, виновным во всем плохом, что творилось во время его правления. Особый резонанс сказанному в докладе придавало то, что обвинил Сталина во всех мыслимых и немыслимых грехах главный коммунист Советского Союза.
Мгновенно последовала жесткая реакция со стороны коммунистического Китая. В ноябре 1957 года Мао Цзэдун по собственной инициативе посетил Москву и встретился с министром иностранных дел Советского Союза Андреем Громыко. Мао Цзэдун изложил ему позиции китайского руководства: «По нашему мнению, Сталин имеет примерно 70 процентов заслуг и 30 процентов ошибок… Мы не согласны с вами в том, что не были должным образом определены масштабы заслуг и ошибок Сталина. Этот вопрос касается не только лично Сталина, но и всей КПСС, всего советского народа, поскольку за 30 лет при жизни Сталина были завершены революция и строительство социализма, достигнута победа в Великой Отечественной войне».
Еще до этого визита Мао Цзедун провел несколько бесед с послом СССР в КНР Павлом Юдиным, которому сказал следующее: «Вы совсем отказались от такого меча, как Сталин, выбросили этот меч. В результате враги подхватили его, чтобы им убивать нас. Ваши действия равносильны тому, чтобы, подняв камень, потом бросить его себе на ноги».
Вскоре после завершения партийного съезда произошли демонстрации в Тбилиси и других городах Грузии под лозунгами «Долой Хрущёва!», «Молотова — во главе КПСС!».
4 марта у памятника Сталину в столице Грузии начал собираться народ. Один мужчина забрался на постамент монумента, отпил из бутылки вино и, разбив её, произнёс: «Пусть так же погибнут враги Сталина, как эта бутылка!».
5 марта 1956 года (в годовщину смерти Сталина) студенты и рабочие Тбилиси вышли на демонстрации протеста.
8 марта было устроено театрализованное представление на центральной площади Тбилиси - площади Ленина, которая раньше носила имя Сталина. По площади покружился черный открытый ЗИС, в которой сидели актеры, загримированные под Ленина и Сталина.
8 марта протестующие выдвинули требования: 9 марта объявить нерабочим траурным днём, во всех грузинских газетах опубликовать статьи, посвящённые заслугам Сталина, в кинотеатрах демонстрировать фильмы «Падение Берлина» и «Незабываемый 1919-й». 9 марта из Гори (родина Сталина) в Тбилиси приехало на грузовиках около двух тысяч человек. Демонстранты требовали отставки Хрущёва и формирования нового правительства. Звучали призывы к выходу Грузии из состава СССР.
В этот же день в Тбилиси были введены войска. Ночью 10 марта демонстранты двинулись к Дому связи, чтобы отправить телеграмму Молотову. По толпе был открыт огонь. Одновременно с помощью бронетранспортёров и танков были разогнаны демонстранты на набережной Куры.
Очевидец тех событий, известный ученый и писатель Нурбей Гулиа написал в своих мемуарах:
«…Демонстранты подошли к Дому связи, располагавшемуся поблизости от Дома правительства, и многотысячной толпой стали напротив него. У входа в Дом связи находилась вооруженная охрана. Не помню уже, по какой причине, у «инициативной группы» в толпе возникло желание дать телеграмму Молотову. От толпы отделились четыре человека — двое юношей и две девушки подошли к охране. Их тут же схватили, выкрутили руки и завели в дом. Не надо было этого делать. Толпа бросилась через улицу на выручку… И из окон Дома связи вдруг заработали пулеметы.
Дальнейшая картина преследует меня всю жизнь. Вокруг начали падать люди. Первые минуты они почему-то падали молча, я не слышал никаких криков, только треск пулеметов. Потом вдруг один из пулеметов перенес огонь на огромный платан, росший напротив Дома связи… по-моему, он и сейчас еще там стоит. На дереве, естественно, сидели мальчишки. Мертвые дети посыпались с дерева, как спелые яблоки с яблони. С тяжелым стуком.
И тут молчание прервалось, и раздался многотысячный вопль толпы. Все кинулись кто куда — в переулки, укрытия, но пулеметы продолжали косить убегающих людей. Рядом со мной замертво упал сын директора нашей школы — мой ровесник. Я заметался и вдруг увидел перед собой небольшой памятник писателю Эгнате Ниношвили. Я кинулся туда и спрятался за спиной писателя, лицо и грудь которого тут же покрылись оспинами от пуль. Затем, когда пулеметчик перенес огонь куда-то вправо, я бросился бежать вниз по скверу.
По дороге домой я увидел, как танки давят толпу на мосту через Куру. В середине моста была воющая толпа, а с двух сторон её теснили танки. Обезумевшие люди кидались с огромной высоты в ночную реку. В эту ночь погибло около восьмисот демонстрантов. Трупы погибших, в основном юношей и девушек, еще три дня потом вылавливали ниже по течению Куры. Некоторых вылавливали аж в Азербайджане. На многих телах, кроме пулевых, были и колотые (штыковые) ранения».
По данным МВД Грузии 9 марта было убито 15 человек и ранено 54, из которых 7 умерло в больницах, 200 человек было арестовано, 39 из них были осуждены.
Через шесть лет, в 1962 году в Новочеркасске произошла забастовка рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Причиной забастовки было повышение цен на мясо и масло, которое было осуществлено якобы «по просьбе трудящихся». Одновременно рабочим НЭВЗа увеличили на треть норму выработки. В одном из цехов завода из-за низкой техники безопасности отравилось 200 человек.
1 июня у заводоуправления собралось около тысячи рабочих, требуя снижения расценок. Директор завода грубо оскорбил их, и протесты охватили весь город. Демонстранты перекрыли железнодорожную магистраль и скандировали «Хрущева на мясо!».
Когда о событиях в Новочеркасске доложили Хрущеву, он приказал любыми способами подавить волнения. В город ночью вошли танки и пехота. Ввод войск возмутил рабочих и горожан, демонстранты не сдавались, несмотря на начавшуюся стрельбу, в результате которой погибло несколько человек. Волнения продолжались три дня, причем кое-где раздавались призывы убивать коммунистов. Всего погибло 24 человека, многие документы по Новочерскасскому расстрелу до сих пор засекречены.
Я неспроста рассказал о двух случаях кровавого подавления руководством страны протестных выступлений в то время, когда у власти был Никита Хрущев, сурово осуждавший сталинские репрессии.
И в Тбилиси в 1956 году, и в Новочеркасске в 1962, народ вышел протестовать против ошибочных действий власти, которая в одном случае резко и одномоментно развенчала свою собственную цивилизационную мифологему, а в другом - попыталась исправить грубые провалы в экономической политике за счет народа.
И в обоих случаях ни на местном, ни на центральном уровне не нашлось умных лидеров, которые были бы способны войти к доверие к протестующим и мирным путем погасить волнения.
Мао Цзедун ответственен за гибель десятков миллионов во время инициированной им «культурной революции». Будущего архитектора китайской экономической реформы Дэн Сяопина спрятал от свирепых хунвейбинов маршал Чжу Дэ. Но ни Дэн, ни последующие лидеры Китая никогда публично не предавали Великого Кормчего политической анафеме. Они просто говорили, что у Председателя Мао были не только достижения, но и ошибки. И авторитет компартии КНР незыблем до сих пор. Китайские коммунисты выработали четко работающий механизм смены лидеров, который исключает любой волюнтаризм (в котором был обвинен советскими коммунистами Никита Хрущев) и обеспечивает преемственность власти.
Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС было, на мой взгляд, крупнейшей политической ошибкой руководства СССР. Вполне возможно было реабилитировать невинно осужденных, не разрушая глобальную стратагему социалистического содружества, а это именно и произошло, когда все ошибки и преступления были «повешены» на Сталина.
В Китае, например, в свое время разоблачили «банду четырех», но не тронули имидж Мао.
В какой-то степени Хрущева со товарищи можно понять. Они всеми силами стремились положить конец репрессиям в отношении политической элиты страны. О том, что они не распространяли это табу на весь народ, говорят последовавшие вскоре расстрелы народных демонстраций в Тбилиси и Новочеркасске.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.