23 человека погибли в пожарах, которые 12 апреля уничтожили более тысячи домов в разных районах Хакасии. Примерно 500 человек получили ожоги, а почти пять тысяч жителей республики остались без крыши над головой. Каждый пятый из них — ребенок. Власти обещают помочь погорельцам, однако, пострадавшие рассчитывают только на себя.
Пожары 12 апреля уже назвали самой страшной трагедией в истории Хакасии после аварии на СШ ГЭС. Тогда погибло 75 человек, теперь — 23, а еще 8 находятся в тяжелейшем состоянии после полученных ожогов. Их в срочном порядке отправили в Красноярск. Такого, чтобы одновременно горели два города, два районных центра и больше десятка крупных сел, в республике не было никогда. В республике действует режим чрезвычайной ситуации. Больше других от огня пострадал поселок Шира, где расположен знаменитый в Сибири летний курорт. В Шира полностью сгорел 421 частный дом. Более двух тысяч человек остались на улице. Пять человек в Ширинском районе погибли. Предполагаемая причина пожара — несанкционированный пал прошлогодней сухой травы.
-У нас сгорели все надворные постройки, - рассказывает жительница поселка Екатерина Кириллова, - и две комнаты в доме выгорели. В одной, думаю, теперь сможем жить, пока не восстановим все. Никуда уходить не собираемся, будем работать, будем восстанавливать. Нас, видите, спасло то, что железная дорога рядом, и когда пожарный поезд подошел, успели потушить. Поэтому у нас еще ничего, вы вон за линию сходите, там ужас...
Екатерина Кириллова
Пострадавших в Шира, кому негде жить, разместили в санатории, расположенном в соседнем поселке Жемчужный. Всего там находится более 80 человек. В основном же погорельцы живут у родственников. Люди говорят, что в поселке было всего две пожарные машины. И хотя в день пожара к ним присоединилась техника из Абакана и Кемерово, шансов потушить огонь у пожарных не было.
-Утром было как — тихо, тепло! Ветра не было, - вспоминает житель Шира Александр Тумарович, - В десятом часу началось: вон там по сопкам огонь пошел. Люди забегали, увидели, что огонь стеной сплошной шел. А что сделаешь? Сильней и сильней в сторону домов пошло, а потом с другой стороны загорелось — вот там, в проулке. Все хором выскочили, пока там заливали, сколько воды было, с горы огонь пришел. Пожарные команды были, но не в нашем углу, они где-то ближе к горе были. Но тут уже огонь стеной был, гудело все, не было шансов. Будет ли помощь? Пока не знаю ничего...
Александр Тумарович на месте сгоревшего дома
Наполовину выгорела деревня Трошкино в 30 км от Шира, хотя в районом центре почему-то думают, что Трошкино сгорела полностью. Истерия вообще стала отличительной чертой трагедии: некоторые федеральные СМИ, к примеру, заявили, что второй по величине город Хакасии Черногорск «полностью сгорел», хотя фактически там сгорело два десятка домов. Ситуация в Трошкино осложняется тем, что в поселении есть несколько семей, в которых воспитываются приемные дети. Теперь им негде жить. Пострадали и пожилые сельчане.
-Ничего я не спасла... А всего на улице один дом отстояли, - рассказывает местная жительница Галина Федоровна Трошкина, - Пожарные приехали, у них ни воды, ничего. Я говорю, хоть дом мне спасите. А они — у нас воды нет. Где проживаю? Ну так, где попало... Не знаю, будет ли помощь какая-то, ничего не знаю...
14 апреля в Хакасии объявлен днем траура. В социальных сетях люди собирают помощь пострадавшим. Глава Хакасии Виктор Зимин поставил задачу построить новые дома для погорельцев к осени этого года. Речь идет о 1 285 домах. Сколько потребуется средств, пока не известно. Кроме того, республиканские власти запретили в течение недели продавать алкоголь на территории Хакасии. По их мнению, это поможет предотвратить новые пожары.
- Надеюсь, что если мы сейчас в режиме ЧС примем решение о запрете реализации спиртных напитков на территории всей республики, до окончания режима ЧС, это даст положительный результат. Просьба, если это возможно, принять такое решение, - заявил министр внутренних дел Илья Ольховский.
Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел по статье «халатность». Они переданы в ведение главного следственного управления в Москве, под личный контроль главы ведомства Александра Бастрыкина, который прилетел в Абакан, чтобы провести оперативное совещание. Также в столицу Хакасии прибыл глава МЧС Владимир Пучков. Он рассказал, что те пострадавшие, чьи дома сгорели полностью, получат компенсации в 100 тысяч рублей из резервного фонда федерального правительства. Из федерального центра обещали и прочие компенсации, однако очевидно, что жить на таком же уровне, как до пожара, хакасские погорельцы уже не будут. Ситуацию усугубляет тот факт, что из сгоревших домов был застрахован только каждый десятый.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.