Украина вплотную подошла к страшной черте гражданской войны. Россия балансирует на грани втягивания в неё, Запад грозит нам «оргвыводами». Люди, занимающие властные кабинеты в Киеве, ссылаются на документ 20-летней давности, российское руководство разрешило использовать свою армию на Украине. Пока опасную черту окончательно никто не перешёл, но дело пахнет очень плохо. И беда в том, что никакой договор 20-летней давности… не действует. В итоге правовой хаос ведёт к тому, что сценарии развития событий могут быть любыми.
Отодвинуть эмоции в сторону после бурного субботнего дня очень трудно. Он вместил в себя и выбивание бойцов «Правого сектора» из здания областной администрации Харькова, и грозное заявление президента США Барака Обамы в адрес России, и решение Совета Федерации о разрешении применить на Украине российской армии, и объявление нынешними владельцами киевских властных кабинетов мобилизации. Сообщения из Крыма вообще крайне противоречивы, и достоверность каждого приходится по 10 раз проверять.
И всё же попробуем оставить эмоции в стороне, обратившись к документу. Нынешние хозяева киевских властных кабинетов (воздержимся от формулировки «власть», ибо кто-то считает её таковой, а кто-то – не считает) постоянно ссылаются на Будапештский меморандум от 5 декабря 1994 года. В нём они видят гарантию территориальной целостности Украины со стороны трёх ядерных держав – России, США и Великобритании.
Приведём текст документа с небольшими сокращениями:
«Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина,
приветствуя присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием…
подтверждают следующее:
Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки:
1. …подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.
2…. подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
3…. подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.
4…. подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.
5…. подтверждают в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.
6. Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств».
И сразу переходим к важнейшему замечанию. Несмотря на то, что меморандум вывешен на сайте ООН, юридической силы он не имеет. Дело в том, что его не ратифицировали ни Россия, ни США, ни Великобритания. Соблюдение его – добровольное дело каждой из сторон. К счастью, на сегодняшний момент все стороны выполняют свои обязательства, даже не будучи связанными правовыми обязательствами.
А теперь посмотрим, какой же документ внёс вчера в Совет Федерации Владимир Путин. Приведём его текст:
«В связи с экстраординарной ситуацией, сложившейся на Украине, угрозой жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников, личного состава воинского контингента Вооружённых Сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины (Автономная Республика Крым), на основании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации вношу … обращение об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации на территории Украины до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране».
Взрывоопасно ли содержание документа? Звучит он, безусловно, страшно, и теоретически способен повлечь за собой нарушение меморандума от 1994 года. Но о подобном возможно говорить только в том случае, если колонна российских танков перейдёт границу и поедет захватывать Харьков или Сумы. В Крыму российские части и так есть на основании договора от 1997 года, а в Харьков или Сумы никто их не вводил. Слухи о российских бронемашинах на улицах Запорожья так и остались слухами.
Территориальных претензий к Украине Россия не предъявляла, об отторжении от неё какой-либо её части (хотя бы того же Крыма и Севастополя) не говорила. Напомним также, что с просьбой принять подобные меры к Путину обратился глава правительства Крыма Сергей Аксёнов. Вопрос о федерализации Украины - это не вопрос об отделении каких-то частей Украины и их переход в состав России. К тому же ставят представители украинских регионов – Крыма, Донецка, Харькова, Одессы. О выходе из состава Украины пока что не заявил никто. С целостностью страны всё в порядке, её никто, кроме ничего не значащих эмоциональных заявлений в СМИ отдельных политиков и депутатов, не нарушает.
Опять же вспомним о том, что Меморандум не ратифицирован ни Россией, ни США с Великобританией, грозящими нам сегодня всевозможными нехорошими последствиями. И проблема заключается в том, что в рамках Будапештского документа вопрос решить нельзя. Надо или синхронно ратифицировать его всеми сторонами, либо срочно созывать конференцию по Украине и подписывать новое, юридически обязательное для всех сторон соглашение.
Беда заключается в том, что положение на Украине вообще вышло из какого-либо правового поля как её самой, так и международных соглашений. Любая из заинтересованных сторон трактует его так, как ей вздумается. Запад признаёт временным президентом Александра Турчинова, Россия же – «постоянным» президентом находящегося в России Виктора Януковича. Всё понятно: Европе и США милее представители «оранжевых» сил, выступающих за евроинтеграцию. У России на сей счёт мнение иное, и она предпочитает иметь дело с новым премьером Крыма Аксёновым, которого не признаёт Киев.
Мнение внешних сил (будь то Россия, США, Евросоюз, Китай или ещё какое Зимбабве) можно было бы вообще не учитывать, если бы обстановка на Украине была управляемой. А в стране царит полный хаос. Севших в киевских властных кабинетах Турчинова и Арсения Яценюка в значительной части страны признают далеко не все. Везде царит право силы: кто захватил здание администрации – тот и сажает в нём своего человека. И если так поступали в Львове – почему на это же не имеют права в Симферополе?
Власти объявили мобилизацию, но как она проходит? Есть сообщения, что на востоке и юге силовики массово подают в отставку, а то и переходят на сторону пророссийской местной власти. Обязаны ли все подчиняться Турчинову, Яценюку и вроде бы назначенному министром внутренних дел Арсену Авакову? Во властных кабинетах они уселись, мягко скажем, «оригинальным способом». Стоит ли удивляться, что им не подчиняются не только идеологически чужие, но и союзники.
А в Галиции мобилизация и так уже давно идёт. И объявил её не Турчинов, а получивший широкую известной лидер радикально-националистического «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Руководитель партии «Свобода» Олег Тягнибок с трибуны Майдана призвал запретить русский язык и перевести его носителей в статус «неграждан». А ведь его однопартийцы входят теперь в кабинет министров.
Кстати, о Яроше. Кто им управляет? Он уже захотел отторгнуть у России Белгородскую, Курскую, Воронежскую, Брянскую, Ростовскую области, Краснодарский и Ставропольский края. Заодно и у Польши пару отнять Хелм (Холм) и Пшемысль (Перемышль) пообещал. К тому же Ярош (теперь он жалуется на хакерскую атаку, но обращение-то было) попросил о помощи террориста Доку Умарова, которого даже США причисляют к террористам. Тот же лидер «Правого сектора» пообещал очистить Крым от русского населения с глубокой мыслью в конце: «Пусть уж он лучше будет татарским!».
Конечно, Ярош не занимает никаких постов, и его мнение можно было бы считать мнение украинского Жириновского. Однако в руках его бойцов находятся тысячи стволов огнестрельного оружия. Не исключено, что и бронетехника уже есть. А как обращается с представителями новой власти в Ровно воевавший в Чечне рядом с Шамилем Басаевым националист Сашко Билый – все видели. Турчинов и Яценюк едва ли их контролируют. В Киеве и других городах резко выросла бытовая преступность, мародёрство. Под видом «сотников Майдана» орудуют нередко обыкновенные уголовники.
Пока для широкомасштабного вторжения на Украину у России нет оснований – тем более что Верховная рада умерила воинственную риторику и вменяемо попросила Путина не вводить войска. Подобный поворот событий не оценит даже значительная часть симпатизирующих ей украинцев. Но если «вольные бандеровцы» Тягнибока, Яроша или ещё кого из «полевых командиров» нападут на российские консульства, или попытаются устроить провокации в отношении российских частей в Крыму – у России действительно появятся юридические основания ввести туда войска.
Если они начнут расправы с русскоязычными жителями – это уже будет гуманитарная интервенция, причём осуществлённая по призыву местных советов Востока и Юга. Вне правового поля? С точки зрения международного права - да. Но сегодня на Украине всё происходит вне правового поля. И со всех сторон. Беженцы, едущие в Россию потоками – это не такое уж преувеличение прокремлёвских пропагандистов. Если здесь Россия не вмешается – её не поймут ни пришедшие в весьма возбужденное состояние собственные граждане, ни русскоязычные украинцы.
Выход один: возвращение страны в правовое поле, обсуждение будущего государственного устройства при участии всех заинтересованных сторон. Но обсуждение, а не переламывание через колено во имя «революционного Майдана» и «Небесной сотни». В конце концов, происходящее в Крыму, Донецке, Харькове, Одессе стало лишь следствием того, что творилось на Майдане. Куда, кстати, постоянно приезжали западные политики. Их список можно перечислять очень долго. А для начала – если Турчинов и Яценюк что-то могут, то пусть утихомирят Яроша сотоварищи. Иначе беды не избежать.
Старая Украина сгорела вместе с шинами на Крещатике и улице Грушевского в Киеве. В огне уничтожены и все основные законы страны, и многие международные договоры. Вести с кем-либо переговоры как с представителем всей страны нельзя – такого представителя пока что просто нет. Контуры новой Украины пока не определились. Пора их определить, и желательно – без грохота автоматных очередей, мобилизаций, угроз расправ и угроз вторжений. Но легко сказать. Пока что дело пахнет порохом, но выстрелы остановить вполне можно…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.