argumentiru.com
Евросоюз переживает не лучшие времена. Великобритания грозит из него выйти, Грецию могут вывести из зоны евро, Исландия больше не хочет в него вступать. Переживёт ли ЕС неурядицы или развалится?
2015 год начался для Евросоюза тем, что зона евро пополнилась ещё одной страной – Литвой. Тем самым вся Прибалтика перешла на единую европейскую валюту. Вряд ли можно говорить о том, что свершилось вселенское событие. Литовцы не относятся к числу локомотивов ЕС, страна по европейским меркам у них достаточно бедная. Тем не менее, государство с населением в 3,5 млн человек те же Германия, Франция и Голландия могут «переварить». Тем более, что там давно всё скуплено теми же немцами и шведами.
Но дальше стали приходить менее приятные новости. 3 января немецкий журнал Der Spiegel со ссылкой на источник в правительственных кругах написал о том, что канцлер Ангела Меркель всерьёз готовится к выходу Греции из еврозоны. Произойдёт это в том случае, если по итогам предстоящих досрочных выборов к власти придут силы, которые решат прекратить нынешнюю политику «затягивания поясов». Правда, шанс договориться немцы всё же оставляют.
5 января очередная порция новостей пришла с совершенно другого края Европы – из Исландии. Местные издания со ссылкой на правительственные круги сообщили, что премьер-министр Сигмондюр Давид Гюннлёйгссон решил отозвать заявку на вхождение в Евросоюз. Северяне ссылаются на заявление главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о том, что в его председательство (до 2019 года) никакого расширения ЕС не будет. А на нет, как известно, и суда нет.
Ещё одно событие проанонсировали ещё в прошлом году, и пока его никто не отменил. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон дал понять, что в случае победы его Консервативной партии на парламентских выборах предстоящей весной он поставит вопрос о выходе своей страны из Евросоюза. Данное заявление представители ЕС комментируют весьма неохотно. Ведь когда Евросоюз создавали, о расставании с ними кого-либо из членов даже и речи быть не могло. Как казалось, он существует на вечные времена.
К списку трудных вопросов можно добавить ещё один. Болгарию и Румынию который год не хотят принимать в Шенгенскую зону. Уже пару раз заявлялось, что беднейшие страны ЕС к открытию своих границ на европейском направлении готовы, но каждый раз что-то срывалось. Можно также отметить, что в «шенген» не входит ещё один недавний новичок ЕС – Хорватия. Когда представителей бывшей Югославии допустят к «шенгенскому» пирогу – непонятно.
Мировые биржи откликнулись на новости рекордным падением евро по отношению к доллару и другим ведущим валютам. Отечественные антизападники-евразийцы заговорили о том, что Евросоюз катится к своему распаду. Российские западники, напротив, уверены, что ничего страшного не происходит, и ЕС останется сильным и монолитным. Какое же будущее ждёт Евросоюз, треснет ли он под грузом имеющихся проблем?
Выход Греции из еврозоны совершенно не означает, что она покинет Евросоюз. Где ей брать деньги на погашение многомиллиардных долгов? Да и членство в ЕС и в еврозоне – вещи разные. Великобритания, Дания, Швеция, Чехия, Польша, Венгрия в Евросоюз входят, а в еврозону – нет. Так что если в обращение вернётся драхма – это не повлечёт собой ни выход Греции из ЕС, ни, тем более, развал Единой Европы.
Другое дело, что признавать свои ошибки никто не любит, а в случае с Грецией так и придётся поступить. В своё время её не хотели брать в еврозону, но по мотивам скрепления европейского единства всё же приняли. Но теперь выяснилось, что греческая экономика хронически больна, да и политические традиции в ней достаточно своеобразные. Не хотят греки экономить, готовы голосовать за крайне левых и ультраправых. А рулить страной продолжает ограниченный круг семейств – Папандреу, Караманлисы, Венизелосы, Самарасы…
Исландия – тоже разговор особый. Северяне долгие годы казались образцом благополучия, и в ЕС совершенно не стремились. Однако на рубеже 2008-2009 гг. исландцы одними из первых приняли на себя удар кризиса. Стремясь избежать дефолта и расплатиться с долгами, они сделали ставку на Евросоюз. Дескать, евро кажется более стабильной валютой, нежели исландская крона. В случае чего, ЕС подставит плечо и не даст небольшой 320-тысячной стране упасть ещё ниже.
Однако прошло время. Исландия сумела выбраться из кризиса и сама. Кроме того, ей очень не хочется делиться квотами на вылов рыбы – а в Евросоюзе иначе нельзя. Евро тоже лихорадит, а перед глазами Исландии есть близкородственная Норвегия, которая и без ЕС отлично себя чувствует. В плане своего политического образа Евросоюз, конечно, потеряет. Ещё бы – ведь туда стремятся теперь разве что бедные страны бывшего СССР и Югославии. Но без Исландии ЕС существовал – и просуществует дальше.
Референдум в Великобритании – это вещь самая опасная. Кроме неё, евроскептические настроения сильны в Венгрии, Чехии, Дании, Швеции. Там тоже могут пройти похожие голосования. Впрочем, англичане всегда держались в стороне от слишком глубокой европейской интеграции – и фунт свой, и в «шенген» не вступают. Во Франции и Германии их считали и считают «троянским конём» США и когда-то генерал Шарль де Голль упорно не хотел приглашать британцев в единую Европу. Другие столь же сильно в стороне от Европы не стоят.
Однако не факт, что население Великобритании проголосует за выход из ЕС. Пока что там расклад примерно пополам, причём географически всё ещё неоднозначнее. В Англии евроскептики немного преобладают, в Уэльсе – примерное равенство, а вот в Шотландии сторонников Евросоюза значительно больше. Так что итоги европейского референдума могут опять поставить вопрос о единстве страны. И в случае чего, Евросоюз в отместку англичанам возьмёт Шотландию к себе.
Британский референдум по выходу из ЕС может стать прологом к новому голосованию по независимости Шотландии – причём на сей раз с положительным исходом. А далее вспомнят о своём желании отделиться от Испании в Каталонии и Стране Басков. Фландрия и Южный Тироль поставят вопрос о пребывании в составе Бельгии и Италии. Оба региона – богатые, оба не жаждут «кормить» других. Так что события могут быть интересными.
Кроме того, английское голосование может открыть дорогу к выводу из Евросоюза Болгарии и Румынии. Сегодня многие в Европе говорят, что с приёмом в ЕС двух беднейших стран явно поторопились. Там и неразвитая экономика, и коррупция, и православная традиция, и толпы цыган, и миллионы гастарбайтеров. Так что приоткрывается некоторое окно возможностей избавиться от некоего «балласта». В конце концов, немецкий и французский капитал никуда из Болгарии и Румынии не уйдёт, а вот из бюджета ЕС их содержать перестанут.
Стоящие перед Евросоюзом вызовы к его полному распаду приведут вряд ли. Европа слишком маленькая, взаимозависимость между её государствами слишком сильна. Другое дело, что переформатировать ЕС когда-то придётся – необходимость в этом назрела. Вечного ничего не бывает, какие-то страны могут уйти, какие-то добавиться. И границы еврозоны могут не только расширяться. Так что можно сказать, что Евросоюз может стать меньше, рыхлее, он просто изменится. Но в той или иной форме он наверняка сохранится.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.