Одновременные выпады со стороны турецкого лидера Реджепа Тейипа Эрдогана против России и США по Карабахскому вопросу выглядят попыткой Анкары столкнуть Вашингтон и Москву на Южном Кавказе.
Осуществленные лидером Турции Эрдоганом выпады в адрес России и США относительно их «нежелания» решать Карабахскую проблему свидетельствуют не просто о сохранении Анкарой «самостоятельной игры» в регионе, но и стремлении «столкнуть лбами» двух влиятельных носителей силы в Закавказье.
Данный индикатор демонстрирует нежелание турецкой стороны подстраиваться ни под одного из вышеупомянутых антагонистов. С одной стороны, такая реакция демонстрирует неспособность России сделать Турцию своим стратегическим союзником в благоприятный для этого момент ухудшения американо-турецких отношений. Но с другой стороны это открывает для Москвы возможность серьезного и продуктивного торга с Анкарой.
Поэтому карабахская тема упомянута не случайно. Заметная активизация боестолкновений в последние месяцы в Нагорном Карабахе может свидетельствовать о том, что подготовка к решающей схватке за контроль над этим стратегически важным районом вступает в решающую фазу.
В военном отношении Баку уже подготовился для реванша и теперь дело за политической «частью», которую на себя взяла Анкара. Для нее усиление Азербайджана и ослабление Армении являются краеугольными камнями стратегии реального возвращения в Закавказье.
На пути этих реваншистских устремлений стоят Москва и Тегеран, по сути, являющиеся своего рода гарантами безопасности Еревана. Соответственно, выбор пути решения Карабахской проблемы должен стать индикатором реальной степени влияния каждой из сторон не только на Южном Кавказе, но и вообще в мире.
Необходимо напомнить, что возрождение старых исторических противоречий в треугольнике Россия-Турция-Иран совпало по времени с усилением этих государств, которое пришлось на эпоху Владимира Путина. В отличие от ситуации XVIII – XIX веков конечный исход этой борьбы осложняет влияние одного из важнейших мировых игроков – США, на позиции которых отражается наличие влиятельной армянской диаспоры, лоббирующей свои интересы вопреки усилиям России.
Вместе с тем, подобная попытка «сталкивания лбами» со стороны Турции представляет для России очень серьезную проблему в плане дальнейшего выбора действий. Учитывая тот факт, что Москва, имеющая на армянской территории военную базу, и добившаяся в январе 2015 г. вступления Еревана в свой интеграционный проект Евразийский экономический союз (ЕАЭС) взяла на себя двойную ответственность за Армению, торг с Анкарой представляется крайне непростым.
Однако выбор маршрута транспортировки российского газового экспорта в Европу через турецкую территорию и перспективы получения от Баку дополнительных газовых объемов в условиях нынешнего обострения с Западом являются слишком заманчивыми для Москвы, чтобы отказаться от навязываемого Турцией предложения.
В свою очередь США в данном случае также предстоит мучительный выбор. Причем однозначно можно заявить, что даже при самом выгодном для Турции раскладе Вашингтон сможет пойти лишь на непринципиальные уступки ввиду влияния внутриамериканского армянского лобби на принятие решений Белого дома.
В этой связи российская позиция для торга выглядит более привлекательной ввиду того, что у Москвы также есть возможности «столкнуть лбами» на Южном Кавказе своих старых исторических противников – Иран и Турцию.
Однако необходимо понимать, что Тегеран год от года набирает все большую силу и неизбежное получение им ядерного статуса автоматически повысит его ставки в регионе и вынудит Турцию искать дополнительные пути для взаимодействия с Россией. В итоге Анкара способна стать своего рода противовесом стремлению Ирана к региональному господству.
Главный выигрыш от подобного положения должны извлечь США, сознательно выращивающие иранского «ядерного монстра» у границ России и Турции. Причем появление у Тегерана «атомной дубинки» автоматически приведет к ее последующему получению Анкарой и Эр-Риядом. Они либо обладают для его создания соответствующими техническими возможностями, либо могут получить подобный козырь от союзников вроде Пакистана.
И это еще больше осложнит ситуацию для Москвы, которая лишится своего нынешнего эксклюзивного ядерного статуса сдерживания и уменьшит ее возможности в плане отстаивания собственных интересов.
Соответственно, такое сценарий развития способен толкнуть в будущем Турцию к возвращению ее агрессивной внешней политики и на российском Северном Кавказе.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.