Заявление, сделанное авторитетным политическим деятелем ЕС Жан-Клодом Юнкером о необходимости реализовать уже не новую идею создания единой европейской армии вызвало острую реакцию российского МИДа. Но, хотя формально её реанимация объясняется необходимостью противостояния «агрессивной России», реально она может иметь совсем другую направленность.
С одной стороны, усиление военно-дипломатической активности Кремля на украинском направлении в 2014-15 гг. действительно вызвало растущую обеспокоенность в Европе относительно «возрождения российского экспансионизма». Однако последние действия США, связанные с увеличением мощи американской группировки в Европе на потенциально опасных направлениях (включая направление сотен единиц бронетехники в прибалтийские страны и приобретение ими и Польшей дополнительного американского военного оборудования), минимизирует данную угрозу.
В этой ситуации предложение Юнкера, кажется, выглядит необоснованным и нелогичным. Совершенно очевидно, что Кремлю в любом случае не хватит сил, сосредоточенных в западной части России, чтобы бросить вызов усиленной американской группировке войск в Европе.
Это заставляет усомниться в том, что информационные вбросы о создании европейской армии направлены против Москвы. В любом случае, они автоматически поднимают вопрос о необходимости сохранения НАТО.
Необходимо отметить, что всякий раз появление и активное использование подобной идеи совпадало по времени с усилением американо-европейских разногласий и противоречий с наиболее сильными во всех отношениях государствами «Старого Света», когда они стремились освободиться от излишней опеки Вашингтона.
Схожая ситуация наблюдается и сейчас, в момент, когда США пытаются сильнее «ударить лбами» ЕС и Россию по украинскому вопросу, осуществляя жесткое давление в отношении целого ряда крупных компаний европейских государств, не желающих безоговорочно следовать диктату из Вашингтона.
Иными словами, реализация сценария «общеевропейской армии» означала бы попытку Германии и Франции освободиться от излишней опеки со стороны американского Белого дома. Тем более, что сих пор Вашингтон работал на углубление их противоречий с Россией и усиление раздрая в рядах самого ЕС, вбивая дополнительные клинья между Берлином и Парижем с одной стороны, и Варшавой с Прибалтикой, с другой.
Однако идея усиления военного потенциала Европы и «выдавливания» оттуда США подразумевает то, что Германия и Франция должны взять на себя все соответствующие издержки за урегулирование имеющихся кризисов вроде украинского и балканского, и заметное увеличение расходов «на оборону».
На практике данная идея труднореализуема. Хотя Париж и Берлин обладают для этого необходимыми ресурсами, воплощение идеи «европейской армии» означает ограничение свободы действий французского руководства в осуществлении военных действий в странах «третьего» мира, в которых оно нередко участвует.
Ввиду этого следует ожидать саботирования подобной попытки как со стороны проамериканских «троянских коней» в ЕС в лице прибалтийских государств и Польши, но и Франции, возможность которой постоянно вмешиваться в дела своих бывших африканских колоний будет ограничена. Парижу в данном случае придется сосредоточиться на решении более серьезных и болезненных проблем, более приближенных к европейской действительности.
Скорее, информационные вбросы со стороны Юнкера могут рассматриваться как своего рода «провокация» или «разведка боем» по отношению к некоторым государствам Евросоюза с целью выявить их реальную готовность сосредоточиться сугубо на делах Старого света.
Соответственно, последующая реакция на данное предложение станет важным индикатором относительно истинного желания стран ЕС усилить дальнейшую интеграцию и способности отказаться от опеки США, под которой они находились с момента окончания Второй мировой войны.
Отсутствие реальных действий по созданию европейской армии станет дополнительным свидетельством политической слабости в первую очередь Берлина и возможности взять на себя долю американской ответственности за безопасность Европы.
Также нельзя исключать последующего «пропорционального» ответа США на подобные вбросы. Он может иметь отражение как в усилении давления на самого Юнкера, уже имевшего неприятности в том числе от представителей «англосаксонского мира», так и сознательного обострения наиболее острых европейских вроде украинского и балканского.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.