Евросоюз раздирают противоречия по вопросу того, продлевать ли санкции в отношении России из-за Украины. Как минимум семь стран не хотят до бесконечности нас наказывать. Как раскол в ЕС отразится на нас и на самой Европе?
19 марта в Брюссель съехались главы государств и правительств 28 стран Евросоюза. Туда же прибыл и премьер Украины Арсений Яценюк, который хотел убедить европейцев ужесточить ограничительные меры в отношении России. Он обнялся с «президентом» ЕС, председателем Европейского Совета Дональдом Туском, а тот ответил любезностью на любезность.Туск принялся убеждать президентов и глав кабинетов, что только новые санкции заставят Россию пойти на попятную и приблизить возвращение Донбасса в состав Украины.
Но ещё до самой встречи в верхах стало ясно, что просто решить вопрос с продлением ограничительных мер не удастся. Как минимум семь государств ЕС заявили, что с санкциями пора завязывать. Единства не наблюдалось и внутри отдельных стран – в частности, Германии. Схватка обещала стать жаркой, но в итоге дело ограничилось «серединным решением». Вопрос просто отложили до лета – а там или Россия ослабнет, или Украине совсем плохо станет, или с ЕС что случится. В общем, тогда и решат.
Ситуация вокруг санкций обнажила наличие в Евросоюзе как минимум трёх лагерей. Первый – непримиримые борцы с Россией, для которых нынешние меры воздействия кажутся чрезвычайно слабыми и недостаточными. Второй – те, кто по тем или иным соображениям хотел бы завершить санкционную эпопею и вернуться к нормальным отношениям. Наконец, есть сторонники «серединной линии»: нынешние ограничения продлить, но новые – не вводить. Причём отдельные государства могут переходить из лагеря в лагерь.
Начнём с антироссийских «ястребов». Наиболее влиятельный из них – Великобритания. Англичане все последние годы принадлежат к числу главных критиков России, и украинские события только добавили жару их критике. Премьер Дэвид Кэмерон принял решение отправить на Украину бронетранспортёры и помочь с обучением Нацгвардии. Жёстко против нас выступает и Румыния. Там недавно сменился президент, но никаких изменений антироссийская линия страны не претерпела.
Традиционно настроены против России в Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Главный персонаж здесь – упомянутый выше Туск, который всё же больше остаётся польским политиком, а не европейским. Поляки и прибалты готовы и оружие на Украину поставлять, и санкции ужесточить до предела. Надо сказать, что в сравнении с другими странами они несут самые большие убытки от ответных мер России, но в их случае политика почти всегда перевешивала экономику. Их точка зрения удивления не вызывает.
По сравнению с прошлым годом их ряды несколько поредели. Раньше к их числу принадлежала Швеция, чьей внешней политикой руководил давний «друг» России Карл Бильдт. Но теперь у шведов новое правительство, настроенное к нам хоть и не дружелюбно, но не столь враждебно. Так что скандинавы скорее перешли в лагерь сторонников «серединной» линии. Сюда же можно отнести и их географических соседей из Дании, которые вроде бы и за сохранение санкций, но об ужесточении не говорят.
Достаточно критично относятся к нам в Голландии, но, в отличие от англичан, здесь не готовы поставлять Украине оружие. В эту же группу стран можно записать Бельгию. «Серединной линии» придерживаются относительные новички ЕС из Болгарии и Хорватии, которые стремятся не портить отношения ни с кем из главных западных центров силы. Слабо выразили свою позицию Португалия и Ирландия, но молчание у нас – знак согласия. Значит, они тоже – за продление санкций, но без ужесточения.
Отдельный разговор – Германия и Франция. Канцлер Ангела Меркель вроде бы не прочь придумать новые ограничения, но вот глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер не хочет лишний раз пинать Россию. А среди депутатов Бундестага и бизнес-кругов Германии и вовсе немало тех, кто хотел бы все санкции снять. Перед тем, как ехать в Брюссель, Меркель пришлось выслушать огромную порцию критики со стороны оппонентов.
Достаётся и президенту Франции Франсуа Олланду. Он до недавних пор каждый раз демонстрировал готовность усилить давление на Россию, но его за это критикуют и ультралевые, и ультраправые. Даже не замеченный в симпатиях к нашей страны бывший президент Николя Саркози теперь уверяет, что пора с санкциями завязывать. В итоге французское руководство придерживается «серединной линии» - санкции продлять, но не ужесточать.
К числу мягких критиков относятся Словения, Мальта и Люксембург. Бывшая югославская республика видит в России хороший рынок сбыта своих товаров, словенцам также нужны отдыхающие из нашей страны, количество которых заметно поубавилось. В Люксембурге состоятельные граждане РФ держат значительные состояние, и терять их не хочется. На Мальте ждут российских туристов. Но открыто выступить против санкций эти небольшие страны не решаются.
Далее же идут те, кто не хочет продлять меры воздействия. Здесь выделяются Греция и Кипр, которые изначально не были им рады. У нас с двумя греческими государствами сложились тёплые отношения, да и на ответных мерах России они потеряли значительные средства. В меньшей степени вышесказанное относится и к Словакии, чей премьер Роберт Фицо на протяжении многих лет отстаивает необходимость всестороннего развития отношений с нашей страной.
Прагматичные интересы движут и рядом других стран. Чехию, Венгрию, Австрию и Финляндию трудно причислить к традиционным союзникам России. В наших отношениях случалось разное, но сегодня все они имеют масштабные совместные проекты с Россией. Здесь и поставки машинного оборудования, и строительство АЭС, и сбыт сельхозпродукции, и многочисленные интересы банковского капитала. В данном случае чувство антироссийского единства не способно возместить денежные потери.
Теми же соображениями руководствуются также Италия и Испания. Кроме того, эти две державы достаточно сильно пострадали от кризиса, и заморозка отношений с нами влетит им в дополнительный евроцент. К тому же итальянцы и испанцы не раз критически высказывались о действиях Германии и лично Ангелы Меркель. Так что ситуация вокруг России – отличный шанс вставить госпоже канцлеру палки в колёса.
Как видно, Европа не едина. У каждого государства есть свои интересы, свои подходы, свой набор исторических комплексов, своё соотношение политического романтизма и прагматики. По всей вероятности, возобладает серединная линия, но слишком многие останутся ею недовольны. «Ястребам» она покажется мягкой, «голубям» - жёсткой. Это означает, что споры о том, как строить отношения с Россией, утихнут ещё не скоро.
Конечно, не стоит тешить себя иллюзиями, что ради нас 28 государств ЕС разругаются вдрызг. Однако перед Россией открывается отличное поле для дипломатического манёвра в виде возможности поиграть на европейских противоречиях. Нынешнее положение с санкциями показывает, что с частью европейцев можно договариваться. Нашими союзниками они, конечно, не станут, но и к противникам не примкнут. Не всё на европейском направлении для нас плохо, но поработать придётся серьёзно и кропотливо.
Кроме того, ситуация вокруг антироссийских мер воздействия позволила России обратить, наконец, внимание на государства, которые по размеру уступают Италии. Выяснилось, что многие из них способны проводить самостоятельную политику, и не плясать под чью-то дудку. Конечно, пределы их независимости ограничены членством в ЕС и НАТО, но всё-таки даже в их рамках можно проводить собственную линию. С которой придётся считаться и США, и Германии, и бюрократии ЕС.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.