globallookpress.com
Казахстаном продолжит править бессменный президент Нурсултан Назарбаев. За 20 с лишним лет он построил достаточно жёсткое, но стабильное государство – не сверхбогатое, но и не бедное. Как ему удаётся управлять так долго сложной страной, да ещё и успешно лавировать между главными мировыми игроками?
В Казахстане 26 апреля прошли досрочные выборы. Более 95% голосов на них набрал бессменный президент страны Нурсултан Назарбаев. И если ничего не случится, он останется руководить второй по территории страной СНГ до 2020 года.
«Казахстан – это Назарбаев», а «Назарбаев - это Казахстан»… Такое сравнение не будет сильным преувеличением. Никакого другого руководителя, кроме него, страна не знала. Все победы и поражения, трудности и успехи Казахстана как независимого государства связаны с его именем. Его называют «Елбасы» (Отец нации), и подобное сравнение не так уж далеко от истины. В чём же секрет политического долголетия Назарбаева?
Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Алма-Атинской области. Сам президент поведал, что не надо искать в его жилах «голубую кровь»: предки его были простыми чабанами. Сам он начинал трудовой путь рабочим на металлургическом заводе в Темиртау, затем – в Караганде. Параллельно учился в местном техническом университете, который окончил в 1967 году. И вскоре его карьера сильно пошла в гору.
Простое происхождение в советские времена сильно помогало в продвижении по служебной лестнице. И в 1969 году Назарбаев начал своё восхождение к вершинам власти с комсомольской работы в городе Темиртау. Спустя четыре года он возглавил партком на Карагандинском металлургическом комбинате, в 1977-м стал вторым секретарём Карагандинского обкома. Везде он проявлял себя с лучшей стороны, и потому молодого деятеля пригласили в Алма-Ату, в ЦК Компартии Казахстана.
В 1984-1989 гг. Назарбаев побывал руководителем Совета министров Казахской ССР. В конце 1986 года ему пришлось потрудиться, чтобы утихомирить массовые волнения в Алма-Ате. Тогда казахская молодёжь выразила недовольство назначением первым секретарём ЦК Компартии русского, а не казаха. До крупных столкновений дело не дошло – во многом благодаря Назарбаеву. Тем самым он ещё тогда оставил о себе добрую память.
В 1989 году Назарбаев возглавил Компартию Казахстана, а спустя год стал президентом республики – пока ещё советской. Его имя узнал весь Советский Союз. Назарбаев проявил себя как политик, до последнего боровшегося за сохранение СССР. Он стоял у истоков Ново-Огарёвского процесса. В 1991 году казахстанский руководитель мог стать главой союзного правительства, но случились августовские события…
1 декабря 1991 года на первых всенародных выборах президента Назарбаев набрал почти 99% голосов. Но править в Казахской ССР ему уже не пришлось. Вскоре случилась «Беловежская пуща», и Казахстану уже ничего не оставалось, кроме как последним из союзных республик провозгласить независимость. И вот уже 23 с лишним года Назарбаев бессменно руководит государством. Демократическим правителем его не назвать – впрочем, и до деспота ему далеко.
Золотых статуй Назарбаева на улицах не встретишь, месяцы в честь него не переименовывают, улицы – тоже. Однако о демократии особо говорить не приходится. В 1995 году выборы отменили, просто продлив полномочия президента. В 1999 году Назарбаев получил 80%, в 2005-м – 91%, в 2011 – 95%. Для Востока здесь нет ничего удивительного, но для людей западных такие цифры кажутся непривычно высокими.
Западные рейтинги ставят Казахстан на весьма высокие места в рейтинге коррумпированности, а по свободе слова – наоборот, почти в конец. Что касается партийной системы, то в стране есть разные партии, но все они остаются в тени правящей «Нур Отан» Назарбаева. Насколько справедливо Назарбаева обвинять в отсутствии демократии? Конечно, Казахстан – не Швеция, но в Чёрной Африке или Пакистане дела обстоят явно хуже. А разве Саудовская Аравия – образец демократии? Так что смотря с кем сравнивать. Для Востока – не так уж и мало.
Да и может ли в Казахстане прижиться настоящая демократия? Страна-то сложная. Даже если взять этнических казахов, то среди них существует три жуза, каждый из которых опирается на определённый регион страны. Любые свободные выборы могут обернуться противоборством кланов, от которых не раз страдала близкородственная Киргизия. А в Казахстане всё намного спокойнее и стабильнее, массовые беспорядки для страны – редкость.
Весьма спорной можно считать политику Казахстана в отношении русского населения. За последние 25 лет его доля упала вдвое – с более чем 40% до чуть более 20%. Первые годы независимости страну ежегодно покидали сотни тысяч человек. Ещё бы: на всех руководящих постах были казахи, единственным официальным языком стал казахский. К тому же Назарбаев привлекал в страну этнических казахов из других стран – особенно из Китая. Началось постепенное закрытие русских школ и вузов.
Символом казахизации страны стал перенос столицы на север – в районы преобладающего проживания русского населения. Именно с подачи Назарбаева бывший Целиноград стал Астаной. Переименованию подверглись многие другие города: Гурьев, Семипалатинск, Шевченко. Многие русские перебирались с юга на север Казахстана – всё чаще они подвергались дискриминации. Непросто пришлось и городским казахам, для многих из которых русский язык – первый родной. А большинство местных немцев перебрались в Германию или в Россию.
Несмотря на то, что процесс казахизации никто не останавливал, русский язык получал статус «официально употребляемого языка». Формулировка расплывчатая, но всё же она позволила сохранить часть русскоязычного пространства. Отток неказахского населения из страны замедлился, русские постепенно стали находить себе место в новом Казахстане. И хотя проблему нельзя в полной мере считать решённой (половинчатостью недовольны и многие русские, и казахские националисты), её остроту удалось в значительной мере снять.
Ещё одной проблемой для Назарбаева является радикальный исламизм. О её существовании напомнил ряд террористических актов в 2011-2012 гг. Впрочем, в Казахстане не было ничего похожего на события в узбекском Андижане 2005 г., и тем более войны, как в Таджикистане. Ислам в стране уважается, но государство подчёркнуто остаётся светским, радикальных исламистов сажают без разговоров. Во многом относительное спокойствие связано с относительно невысокой религиозностью казахов, но и государство держит ухо востро (а точнее, спецслужбы неплохо работают).
Националистический угар начала 1990-х гг. плохо сказался на экономике. Среди квалифицированных специалистов преобладали русские – они-то и начали уезжать. Вслед за ними поехали и многие русскоязычные казахи. И когда Назарбаев ослаблял давление на русскоязычное население – он наверняка думал об экономике. И собственно говоря, совершенно правильно думал. Если в 1990-е гг. из Казахстана массово уезжали люди, то в 2000-е дела у страны пошли значительно лучше.
Проведя довольно жёсткие либеральные реформы, повысив пенсионный возраст, Назарбаеву в то же время удалось привлечь в страну иностранных инвесторов и обеспечить им приемлемые условия работы. Особенно их влёк нефтегазовый сектор, но и в другие отрасли деньги тоже пошли. Сегодня в Казахстане представлены российские, американские, китайские, европейские, турецкие и многие другие компании. Сегодня Казахстан занимает 53-е место в мире по лёгкости ведения бизнеса. Для азиатской постсоветской страны – очень неплохой показатель.
И уже в Казахстан едут на заработки – естественно, в основном из соседних стран Средней Азии. И уже в Казахстане до нынешнего кризиса отмечался потребительский бум – рост покупки товаров ежегодно превышал 10%. Несколько раз страна занимала первое место по темпам экономического роста в СНГ, да и в мировом масштабе цифры смотрелись весьма достойно. Инфляция, конечно, выше, чем в Европе, но с российской вполне сопоставима – а то и ниже.
Внешнюю политику Назарбаева можно обозначить одним словом: многовекторность. Приоритетным партнёром остаётся Россия, вместе с которой Казахстан строит Евразийский союз, входит в ОДКБ и ШОС. Назарбаев всегда воздерживался от жёсткой критики России, но в то же время не поддержал нас в таких чувствительных вопросах, как признание Абхазии и Южной Осетии. Одним словом, его Казахстан – скорее союзник, но со своим особым мнением.
Отношениями с Россией внешняя политика Казахстана не ограничивается. Назарбаев установил весьма неплохие отношения с Китаем, куда отправляются казахстанские углеводороды, а китайские компании много вкладывают в Казахстан. Неплохие связи он поддерживает с США, ЕС и Японией – без их технологий и капиталов далеко не уедешь. Особые отношения сложились с Турцией – Назарбаев не раз говорил об особом «тюркском братстве». В общем, со всеми казахстанский руководитель старается если не дружить, то точно не ссориться.
Назарбаев – человек весьма богатый. По данным немецкой газеты Handelsblatt, его состояние превышает миллиард долларов. К числу миллиардеров принадлежит и его средняя дочь Динара Кулибаева, а старшая дочь Дарига Назарбаева и внук Нурали Алиев считаются мультимиллионерами. Бизнесом занимается и младшая дочь – Алия. В своё время она могла стать первой леди соседней Киргизии, только вот «династический» союз с сыном экс-президента Киргизии Аскара Акаева не сложился.
Слухов вокруг личности Назарбаева ходит много. Казахстан – не западная демократия, где политики могут открыто появляться на публике с любовницами. Ему приписывают романы и со стюардессой, и с бывшей «мисс Казахстан». Но официально Нурсултан Абишевич женат только один раз, и его супруга Сара Алпысовна возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бөбек» («Малыш»). Как говорится, земля слухами полнится…
Таким образом, благодаря Назарбаеву в Казахстане установился достаточно устойчивый авторитарный режим. Но основная проблема казахстанского руководителя – как раз в том, что преемника не видно. Сумеет ли стать наследницей одна из дочерей? К женщинам во главе государства на Востоке не очень привыкли. И где гарантия, что после ухода от власти «Отца нации» с Казахстаном всё будет в порядке? Назарбаев уже над этим думает. Возможно, уже придумал, но мы пока этого не знаем.
А пока Казахстан выбирает стабильность. Вероятно, цифра за 90% преувеличена, но победа Назарбаева сомнений не вызывает. Люди боятся потрясений, а Казахстан при его правлении сумел их избежать. Посмотрим, удастся ли ему это впредь…
Вадим Трухачёв
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.