globallookpress.com
В течение июня перед Россией вновь остро встал вопрос о стоимости интеграционного проекта ЕАЭС. Практически все ее партнеры демонстрируют недовольство существующими параметрами взаимодействия. Кроме того, исходящие с их территории вызовы также создают для Москвы серьезные проблемы.
В июне Россия вновь столкнулась с серьезными вызовами своему интеграционному проекту Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с бывшими республиками СССР.
Наиболее ярко данная ситуация проявилась в отношении Армении, охваченной антиправительственными выступлениями, способными в перспективе как минимум заметно изменить нынешний внешнеполитический курс Еревана.
Не случайна и общая тональность подачи соответствующей информации российскими каналами, свидетельствующая о явной обеспокоенности Кремля, усмотревшего в происходящем стремление Запада «увести от России» её закавказского партнера.
Между тем, Москва, форсируя вовлечение Армении в ЕАЭС, недостаточно учитывала наличие многочисленных уязвимых мест правящего армянского режима, делающих его слабоустойчивым к вызовам. Среди них - неспособность реально улучшить жизнь населения и одновременно объяснить своему собственному населению имевшие место свои «шараханья» между Россией и Западом.
Более того - повышение в Армении коммунальных платежей на фоне углубления интеграции с Москвой как раз и стало серьезной потенциальной «подставой» своего российского союзника. Все это способно популяризировать информационные вбросы относительно того, что российские структуры, владеющие крупными долями в энергетической системе страны, стремятся восполнить затраты на вовлечение Еревана в интеграционные проекты Москвы.
А трактовки ряда телеканалов относительно очередного «заговора» Госдепа/ЦРУ лишь поставили под сомнение возможность России повлиять на положение в нужном для себя русле. В любом случае, заинтересованность Москвы в ликвидации этого вызова ставит вопрос о покрытии издержек за её счет.
Если же нежелательного «разворота» Армении не удастся избежать, это станет явной демонстрацией политической слабости Москвы и хрупкости возглавляемого ей интеграционного проекта. В итоге Кремль рискует стать заложником своей собственной концепции «усиливающейся роли России в мире».
Однако отношения с Арменией - лишь часть многогранной проблемы, связанной с реализацией её интеграционных проектов, поскольку и другие участники ЕАЭС доставляют ей все более заметные хлопоты.
Так, например, ранее Белоруссия способствовала «контрабандной» доставке в РФ попавшей под санкции продукции из западных стран. И все это происходило на фоне попыток ее президента Александра Лукашенко получить от Кремля все новые преференции за «финансово-экономические издержки» от углубления подобного «союза» с Россией.
Подобная реакция наблюдается и со стороны Казахстана, который, как и Белоруссию, не устраивает нынешнее положение дел, вызванное умышленной девальвацией рубля властями России, в результате чего белорусские и казахстанские товары стали неконкурентоспособными по сравнению с российской продукцией Москвы. Также Астана и Минск констатируют отток своих капиталов в РФ и стремятся получить за это соответствующую «компенсацию».
Казахстан демонстрировал недовольство параметрами интеграции с Киргизией, не особенно желая видеть её в данном проекте как равноправного партнера. Кроме сложных «национально-родственных» взаимоотношений здесь отражается стремление Казахстана углубить сотрудничество «на равных» с лишь наиболее развитыми бывшими республиками СССР «первого эшелона», к которым наряду с Астаной условно относятся Минск и Москва.
Однако вызовы для России на данном направлении не ограничиваются лишь недовольством ее партнеров. Действия последних несут угрозы и для нее самой. Так, Бишкек сразу после вступления в силу безвизового режима с Москвой (согласно действующим правилам ЕАЭС) продемонстрировал еще одно уязвимое для нее место. Речь идет о фактическом его признании факта использования представителями различных преступных сетей и организаций, включая боевиков «Исламского государства», 40 тысяч фальшивых паспортов, изготовленных в стране.
В этих условиях Россия, на территории которой находятся сотни тысяч киргизских трудовых мигрантов, оказываются в сложной ситуации в плане обеспечения собственной безопасности, поскольку это упрощает исламистам проникновение на их территорию.
Создается положение, при котором дальнейшее углубление интеграционного сотрудничества вызывает все больше проблем для всех его участников. Соответственно, это ставит перед Кремлем вопрос относительно «коррекции» параметров взаимодействия со своими соседями.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.