globallookpress.com
В Уфе прошли встречи БРИКС и ШОС. Если рассматривать их с точки зрения интересов России, то они удались наполовину. Создать политический блок против Запада не вышло. Но экономические достижения все же есть.
К приёму глав государств и правительств 15 государств Уфа готовилась загодя. Центр города сначала привели в порядок, а затем оцепили. Жителей главного города Башкирии даже настоятельно попросили взять отпуска – лишь бы «не мешались». Нельзя сказать, что наши власти тут отметились чем-то экстраординарным: месяц назад в Германии во время встречи «Большой семёрки» наблюдалось нечто похожее.
Уфимские мероприятия заранее провозгласили главными в российском внешнеполитическом календаре на 2015 год. Ещё бы – наша страна одновременно председательствовала и в БРИКС, и в ШОС. Россия получила возможность лишний раз утвердиться как глобальный игрок. И что бы не говорили официальные лица – продемонстрировать, что отношения с Западом для нас больше не являются приоритетом. Раз уж поворачивать на восток – так с размахом, по-русски.
Начнём с условно «младшего» мероприятия – ШОС. Главным событием в его рамках стало принятие в ряды Шанхайской организации сотрудничества Индии и Пакистана. Тем самым организация стала общей сразу для трёх миллиардов человек. Единственное «но» заключается в том, что новички давно и основательно враждуют друг с другом. И не подорвёт ли их противоборство данную организацию? Увидим.
С государствами-наблюдателями Владимир Путин тоже поработал. Так, в Уфе вместе с коллегой из Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем и председателем КНР Си Цзиньпином он попытался создать что-то наподобие «Дальневосточной тройки». Поговорил глава российского государства и с президентом Ирана Хасаном Роухани. В те дни, когда в Вене идут непростые переговоры по иранской ядерной программе, Россия я но показывает Западу: мы не боимся Ирана, и дружить с ним готовы.
В общем, за скупым протокольным языком и дежурными фразами об «активизации диалога» и «новых горизонтах сотрудничества» просматриваются контуры внешней политики России. Похоже, ставка сделана на диалог со всеми, кто представляет собой хоть какую-то альтернативу Западу – на Дальнем Востоке ли, в исламском мире, в Америке, в Африке... Для этого все средства и все площадки хороши.
Но особое значение, конечно, имеет БРИКС. Всё-таки в неё входят ведущие представители развивающихся континентов. Как ни крути, но ШОС – организация региональная, а БРИКС – действительно мировая, способная стать пусть и условной, но своего рода альтернативой для «Большой семёрки». В какой-то степени она таковой уже стала. Но не совсем в той, в какой хотело бы руководство России. И судя по всему, её повестку скорее определяет Китай, а не мы.
Превратить БРИКС в некое политическое объединение, своего рода «АнтиНАТО» России не удалось. Военная составляющая внутри организации отсутствует. Слова итоговой декларации об «ООН как основе мировой безопасности» и о необходимости скорейшего установления мира на Украине – дежурные слова. Ни о каких совместных действиях ради наполнения вышеприведённых слов речи не шло.
Создание политического «АнтиНАТО» тоже не удалось. У БРИКС даже нет своей штаб-квартиры… Тот же самый Китай, в отличие от нас, воздерживается от выпадов в адрес Евросоюза (в адрес США китайцы высказываются, но не столь резко, как руководство России). И Индия, и Бразилия, и Южная Африка имеют с европейцами и американцами множество проектов, и они совершенно не собираются отказываться от них, чтобы морально поддержать вступившую в неравную борьбу с Западом Россию.
Собственно говоря, Россия просто не может им заменить Запад. И Китай, и Индия, и Бразилия, и ЮАР имеют и с США, и с Евросоюзом, а в ряде случаев – и с Японией куда больший торговый оборот, чем с нами. Не просто больший – в десятки раз больший. Россия не в состоянии дать технологии, которые даёт Запад. Да и дети той же индийской и бразильской элиты учатся отнюдь не в МГИМО и не в РУДН (можно подставить любой наш вуз).
Есть, конечно, военная сфера, где мы с Западом в состоянии тягаться в отдельных секторах. Однако мы не стали и не станем единственным поставщиком оружия ни для одного из партнёров по БРИКС. Да, у нас уже есть совместные разработки, но они есть и с европейцами. И нам придётся упорно бороться на рынках стран БРИКС и с американскими, и с французскими, и со шведскими конкурентами. Сотрудничество – сотрудничество, но просто так за красивые глаза нам ничего не дадут.
Если же говорить об экономике – то здесь получилось значительно больше. Во многом из-за того, что именно экономическое сотрудничество ставит во главу угла самая большая из стран БРИКС – Китай. Сегодня Поднебесная переживает не лучшие времена, да и у России и Бразилии дела идут, мягко говоря, не образцово. А вместе, как говорится, любые невзгоды переносятся легче, чем врозь. И здесь «подставить плечо» вполне можно без ущерба для кошелька (точнее, бюджета).
Пожалуй, главное, о чём договорились в Уфе – о создании Нового банка развития БРИКС, куда внесут в общей сложности 100 млрд долларов. Штаб-квартира новой организации расположится в Шанхае (а кто бы сомневался!). Она в некотором смысле дополнит Азиатский банк развития, усиленно создаваемый Китаем в последнее время. Альтернатива западным МВФ и Всемирному банку зародилась, только не с подачи России. Иначе бы штаб-квартирой выбрали бы Владивосток, Сочи или ту же Уфу.
Но всё же провалом для России такой поворот событий считать нельзя. Всё-таки когда есть хоть какая-то альтернатива – это значительно лучше, чем изоляция. Зависимость от западных кредитных организаций снизится, а значит, у ЕС и США будет меньше возможностей давить на нас. Другое дело, что сильнее давить станут китайцы, но на такой случай есть искусство лавирования, которому нам еще предстоит научиться. К тому же Индия, имеющая к КНР старые счёты, едва ли допустит, чтобы Китай подмял под себя все новые структуры.
Договорились мы и о более широком использовании национальных валют во взаимной торговле. Здесь, конечно, тоже есть политика в виде желания ослабить зависимость от доллара и евро. Но есть и здоровый прагматизм. Доллар и евро подвержены значительным колебаниям, да и давление на нас со стороны Запада отрицать трудно. Так что действительно лучше подстраховаться, и где-то перейти на юань, рупию, бразильский реал или даже южноафриканский ранд.
Таким образом, итоги встречи в Уфе можно считать для России половинчатыми. С одной стороны, БРИКС не превратился в мощный политический союз, а повестку дня в нём куда больше определяет Китай. Провести полный разворот на Восток России не удалось, потому что и Восток, и дальний Юг в лице Бразилии и ЮАР вовсе не собирается разворачиваться к России и рвать с Западом. Другое дело, что это не мешает партнёрам по БРИКС местами достаточно жёстко противостоять тем же США, что может отвечать текущим интересам России.
С другой стороны, некоторые важные для нас экономические решения всё же были приняты. Осталось подождать, как пойдёт российско-бразильская торговля за рубли и реалы. В данном случае интересы наших партнёров по БРИКС совпали с нашими. Китаю, Индии, Бразилии и ЮАР тоже не хочется при каждом случае оглядываться на Европу и США. Им тоже надо самоутвердиться в мире, и мы для них сейчас очевидные попутчики.
Именно попутчики, не друзья… Если подходить ко всему сквозь призму дружбы – российская политика будет терпеть неудачу за неудачей. А вот попутчики у нас есть. И как минимум полудостижением это вполне считать можно. Так что пусть немного потерпят простые уфимцы, которых ради комфорта важных гостей чуть ли не насильно отправляли в отпуск…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.