Ситуация с фактическим дефолтом Греции ставит под сомнение весь проект «Единой Европы». Одновременно произошедшее служит уроком для России, также пытающейся реализовать свой интеграционный проект – ЕАЭС.
Неспособность греческих властей исполнить финансовые обязательства по долгам перед Евросоюзом, а также итоги проведенного параллельно Афинами референдума, продемонстрировавшие нежелание населения страны делать это в принципе, угрожает крахом нынешнему проекту объединения «Старого Света».
Примечательно, что страны ЕС по-разному отнеслись к возможному отказу Афин выплачивать долги Брюсселю и возможному в будущем греческому выходу из зоны евро. В то время как Германия и Франция стремятся найти формулу, благодаря которой Греция будет соблюдать взятые на себя ранее обязательства, а Евросоюз избежит потрясений, его менее развитые страны, включая Испанию и Италию, демонстрируют диаметрально противоположный подход.
Они считают «необязательным» добиваться от Греции строгого соблюдения по выплате долгов и в принципе не исключают ее возможного выхода из зоны евро. По мнению ряда политиков этих стран, подобный сценарий развития событий может стать неизбежным.
Подобная разница в подходах неслучайна. В отличие от Парижа и Берлина, Мадрид и Рим также находятся в группе риска. И в обозримом будущем перед ними может встать схожая с греческой проблема.
Соответственно, возможный отказ Греции выплачивать долги (в первую очередь, это «немецкие» деньги) создает прецедент для аналогичного поведения и других «неблагополучных» стран, получивших полное иронии условное наименование «PIGS» (Португалия, Италия, Греция и Испания), чреватого резким сужением зоны евро и уже настоящим крахом Евросоюза.
Следует особо заметить, что последнее решение руководства ЕС и выделении Афинам дополнительной помощи на десятки миллиардов евро не решает проблему в принципе и лишь «загоняет ее вглубь».
Тем более, что в обозримом будущем Греции придется выплачивать сотни миллиардов евродолгов в еще более худших условиях. Так, в связи с принятыми ей обязательствами перед Евросоюзом увеличить налоги на туристический сектор, одну из главных отраслей греческой экономики, его доходность в обозримом будущем может сократиться.
Такой сценарий был запрограммирован еще в начале 2000-х гг., когда руководство ЕС приняло ошибочную стратегию по вовлечению в ЕС практически всех стран, являющихся географически частью Европы, с обязательством достижения ими единых высоких стандартов уровня жизни для Старого континента.
В качестве помощи для сближения соответствующих показателей развитых государств Северной и менее результативных стран Южной Европы были выделены сотни миллиардов евро.
Но как показывает греческая практика, даже масштабные денежные вливания не способны привести к коренному изменению ситуации без установления полноценного внешнего контроля над их использованием.
Разумеется, такой вариант явно непривлекателен ни для европейских государств, ни для бывших советских республик, которые пытается привлечь в ЕАЭС Россия.
Между тем, выделенные Германией и другими развитыми странами Европы ресурсы были истрачены, но это не только не привело к позитивным изменениям, но и в ряде случаев вступление слаборазвитых стран Европы в ЕС лишь вызвало ухудшение ситуации для экономики таких «неофитов».
Особенно наглядно это было продемонстрировано на примере перехода к общей валюте. Примечательно, что подобные планы существуют и в случае с российским интеграционным проектом.
Теперь же, соответственно, перед руководством ЕС (а значит, и Германии) встала сложная дилемма. Оно должно либо сбросить греческий «балласт», (а значит, с высокой вероятностью также испанский, итальянский и португальский), согласившись не только с расходованием впустую колоссальных средств, но и с крахом прежнего европейского проекта, или продолжать вливать в проблемные страны все новые ресурсы, необходимые Брюсселю, Берлину и Парижу для нужд собственного развития.
Последние события показали, что руководство Евросоюза пошло по последнему пути, чреватому бесконечными вливаниями в экономику проблемных государств. Дело в том, что «греческие» события являются лишь началом. И страны «PIGS» не являются единственными в этом роде. Так, следует считать повторение «греческого сценария» практически неизбежным вариантом развития ситуации в отношении еще менее развитых балканских стран, принятых или принимаемых в Евросоюз.
Соответственно, данная ситуация демонстрирует уязвимость принятой ранее стратегии расширения ЕС (как и любого интеграционного проекта) по географическому принципу.
Соответственно, Россия также должна извлечь из чужих примеров необходимые уроки. Главным из них служит то, что стремление получить «единое целое» на основе стран и территорий с различными природно-географическими, историческими, социальными и прочими условиями развития чревато очень серьезными издержками для стран, инициирующих подобные процессы.
И, наконец, нашествие миллионов проблемных для всего Евросоюза мигрантов из недавно принятых в него Болгарии и Румынии также дополнительно демонстрирует опасность усиления миграционных проблем для инициаторов форсированных интеграционных проектов. Во всяком случае, одной из важных причин недовольства Великобритании интеграционным курсом Германии стала именно нынешняя свобода передвижения в рамках ЕС,
Примечательно, что главный партнер России по ЕАЭС в лице Казахстана также демонстрирует недовольство относительно безоговорочного предоставления виз гражданам Киргизии, а впоследствии и Таджикистана.
И одним из немногих позитивных моментов развивающегося европейского кризиса стало то, что последние события стали предостережением Берлину и Брюсселю от попыток налаживания форсированной интеграции с бывшими советскими республиками, например, той же Украиной.
Впрочем, этот урок должен быть поучительным и для России. Пока же она демонстрирует прежнее желание объединить вокруг себя бывшие советские республики, прежде входившие в орбиту ее влияния, по ущербному «германскому» пути. Более низкие показатели их развития и жизни автоматически программируют то, что Москве придется неизбежно становиться донором ресурсов, вернуть которые вряд ли будет возможным.
С другой стороны, пример ЕС показывает ей, что чем больше будет в интеграционном объединении «равноправных членов», тем на него будет больше расходов. Параллельным процессом станет усиление разногласий между ними. Соответственно, все издержки по «разруливанию» данной ситуации лягут на плечи России.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.