globallook
В начале сентября в нескольких зарубежных изданиях почти одновременно появились данные о якобы присутствии российских войск в Сирии. Спустя несколько дней госсекретарь США Джон Керри официально предупредил Россию о возможности непредсказуемого развития ситуации.
Керри позвонил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову и заявил, что участие россиян в боевых действиях в Сирии на стороне войск Башара Асада могут привести к непредсказуемым последствиям и конфронтации со сложившейся международной коалицией сил, сражающейся с террористической организацией «Исламское государство».
Американские официальные лица сообщили газетам The Times и The Washington Post о том, что в Сирии, по их данным, были обнаружены доказательства подготовки массового перемещения российских войск и оружия. В страну якобы уже прибыла военная бригада, подготавливающая жилье для персонала, коммуникационное оборудование, средства ПВО. Американцы подчеркивают, что ранее им удавалось избегать конфронтации с режимом Асада и его союзниками, включая Иран и дружественные Ирану ливанские силы из организации «Хезболла», что стоило им поддержки части группировок, выступающих против Асада.
Косвенные подтверждения присутствия российских войск в Сирии появились во многих зарубежных изданиях – от сетевых до печатных. Так, первые фотографии, авторы которых утверждают, что на них сняты российские военные корабли, пересекающие Босфор, были опубликованы в сетевом издании Bosphorus Navall News. На кораблях, как утверждают авторы, можно разглядеть машины Камаз и ГАЗ.
Газета The Times 5 сентября опубликовала статью, в которой утверждалось, что во время атаки на Латакию, ставшую базой постепенно теряющего позиции Асада, была заснята новейшая военная бронемашина российского производства БТР-82А. На этой машине установлено крайне сложное оборудование наведения и навигации, и не обученный серьезно специалист ею управлять не может. Кроме того, британские военные из Королевского разведывательного Центра утверждают, что на 2-3 минутах ролика слышна русская речь. Британцы напоминают, что российские военные специалисты сотрудничали с сирийцами и ранее, но никогда еще не принимали участия в боевых действиях. К тому же, отмечают англичане, Россия всегда подчеркивала оборонительный характер поставляемых по старым контрактам вооружений.
По версии The Times, о присутствии россиян в войсках Асада сообщила израильская разведка и сами сирийцы, видевшие приземление самолета МИГ-31М в Дамаск, несколько военных дронов российского происхождения в небе. Не удержался от хвастовства, по данным британцев, и проправительственный сирийский блог al-Watan, сообщивший, что им теперь «помогают русские». Глава мониторинговой группы по правам человека, Рами Абдурахман, подтвердил Washigton Post, что отчеты его корреспондентов в разных городах Сирии сообщают о значительном увеличении в Сирии количества россиян с середины июля. С середины августа российские самолеты стоят в столичном аэропорте и аэропорте Латакии. «Мы не знаем, транспортные ли это самолеты, и что они привезли – оружие, припасы, амуницию, но это новые самолеты и раньше их там не было», - отметил Абдурахман.
Французская газета Le Monde зашла с другой стороны – и проанализировала блоги российских солдат ВКонтакте. По мнению французов, современную молодежь подводит страсть к селфи – они обожают фотографировать себя, особенно в поездках. А отключить на снимках геолокацию солдаты не догадались – в результате во французскую прессу попали снимки россиян на фоне пальм, Босфора и портретов Путина и Асада, с данными, указывающими, что снималось фото далеко на юге. Жены и подруги военных тоже не скрывают особенно, куда отправились их любимые – они служат для исследователей дополнительным источником информации. Многие снимки, по словам французских корреспондентов, стерли, но некоторые висят до сих пор.
Фото Le Monde
Проанализировали снимки, записи в блогах и видео из Латакии и российские блогеры – и согласились с британцами и французами, что на видео слышна русская речь «Давай, давай! Еще!». Европейцы применяли для анализа свои программы, россияне – свои, но выводы их примерно совпадают. По мнению специалистов, россияне в Сирии присутствуют, однако насколько серьезно они задействованы в боях, пока ничего сказать нельзя.
Российские министерства обороны и иностранных дел категорически отрицают присутствие дополнительного контингента россиян в Сирии. Европейская и американская пресса выражает встревоженность – без дополнительного согласования с участниками коалиции, сражающейся в Сирии против запрещенной в России ИГИЛ, участие российских военных может создать серьезные проблемы. В настоящий момент правительственные войска Сирии постепенно теряют силу. По оценкам американцев, британцев и французов их восстановление может дорого стоить миру, как в виде роста количества беженцев, так и в виде усиления хаоса на Ближнем Востоке.
Не имея четких доказательств участия россиян в проправительственных сирийских войсках, политологи попытались понять, зачем Кремлю могут быть нужны войска в Сирии. «Кремлевский лидер вернулся к привычке действовать, чтобы создать некую международную коалицию для борьбы с терроризмом и экстремизмом. Пока США и Европа продолжают ускорять уход Башара Асада, тоже ответственного за военные преступления, он заботится об освобождении своего сирийского союзника от ответственности. Российская дипломатия подчеркивает последнюю неделю, что необходимо бороться с ИГИЛ, и это позволят Москве продвигать идею широкой коалиции против джихадистов, включающую заодно и сирийскую регулярную армию», - считает Изабель Мандро, корреспондент Le Monde по России.
Владимир Исаченков, колумнист Washigton Post и специалист по России, полагает, что военные маневры россиян в Сирии могут быть частью плана наведения мостов с Западом путем помощи в борьбе с исламистами, однако этот план не учитывает риски, которые могут возникнуть в регионе в случае несогласованных с США действий и поддержки Асада, против которого настроен весь Западный мир. Исаченков напоминает в статье, что президент России, возможно, надеется, что его предложения подействуют, как когда-то, когда ему удалось предотвратить вмешательство авиации США после применения химического оружия в Сирии, и помогут ослабить санкции и вновь вернуться к нормализации отношений между Европой, Россией и США.
Российские политологи высказывают примерно такое же мнение, что их западные коллеги. «Политическое значение сирийской кампании России совершенно иное по сравнению с украинским кризисом. Накануне Генассамблеи ООН, в которой впервые за десять лет примет участие президент Путин, вмешательство в военный конфликт на Ближнем востоке означает, что Россия готова выйти к своим «западным партнерам» с новой инициативой. Москва, у которой, в отличие от Вашингтона, нет противодействия со стороны общественного мнения и Конгресса, берет на себя уничтожение ИГИЛ. Россия формирует новую военную коалицию против исламистов, снабжая ее средствами разведки, авиацией и обеспечивая стратегическое командование. В качестве ударной силы для наземных операций могут быть использованы армейские подразделения Ирана.
Взамен Россия требует уступок по украинскому вопросу, сворачивания режима санкций и возвращения страны в клуб западных держав, сражающихся с глобальными угрозами, такими как терроризм», - считает Кирилл Мартынов, философ, политолог, редактор отдела политики и экономики «Новой газеты». Скептически относится к возможностям военной операции в Сирии известный востоковед и политолог Георгий Мирский: «Летчиков наших сейчас там нет, авиации там и так хватает. Российские танки не наступают на ИГ, и не будут. А наши военные — почему бы им там не быть? Сирия — это наши союзники в течение шестидесяти лет, с головы до ног вооруженные нашим оружием. Вступить же в сирийскую войну на полном серьезе для России опасно: одно дело отправлять технику, другое — ребят, которых будут там убивать, разве наш народ это поддержит?».
«Невозможно воевать с исламистами без взаимодействия с коалицией: нужны координированные действия, авиаудары, общая стратегия, в том числе работа с населением, точечные удары по лидерам ИГ. А пока у США и РФ принципиально разные позиции по поводу режима Асада: Россия настаивает на его участии и включении его в переходный процесс, а сирийская оппозиция и поддерживающие ее страны против. Либо Россия должна уступить Асада, либо коалиция должна закрыть глаза на этот вопрос. Если бы Россия согласилась заменить Асада на какую-то другую фигуру из его окружения, это привело бы к лучшему результату, потому что не все в окружении Асада являются персонами нон-грата для Запада, например, его дядя, который живет в эмиграции. Но российское руководство их не рассматривает, и это трудно объяснить рационально», - полагает востоковед и политолог Елена Галкина.
Галкина ближе всех к позиции США в оценке ситуации: «Мы в курсе сообщений, что Россия, возможно, развернула военнослужащих и самолеты в Сирии, и внимательно следим за этими докладами. Любая военная поддержка режима Асада в любых целях, будь то в размещении военнослужащих, поставках самолетов, оружия или финансирования, имеет одновременно дестабилизирующий и контрпродуктивный характер», - отметил в интервью радио «Свобода» представитель Госдепартамента США Джош Эрнест. Тем не менее, в позиции США возникли и позитивные изменения - Эрнест отметил, что Белый дом приветствует возможное участие России в международной коалиции, которая ведет борьбу против «Исламского государства» в Ираке и Сирии.
Тем временем количество активных участников коалиции и потенциальных российских союзников растет. На фоне увеличивающегося потока беженцев в Европе президент Франции Франсуа Олланд допустил возможность не только бомбардировок французскими силами боевиков ИГИЛ, но даже наземную операцию под эгидой коалиции и ООН, и дальнейшее восстановлении Сирии всем миром. Он сказал, выступая во вторник, что решительные действия возможны только при нескольких, весьма серьезных условиях: либо режим Асада, вооруженный Россией, гарантирует что его ракеты временно перестанут взлетать, либо США оснастят французские войска специальными противоракетными системами.
«Сирийские Миги не станут целью, если не будут угрожать самолетам коалиции. Мы должны все избегать конфронтации, если не хотим потерять силы еще до столкновения с ИГИЛ», - заявил Олланд, и подчеркнул, что даже «Россия включается в общий военный план, и это показывает, что ветер изменился и затронул самые высокие сферы принятия решений, повернув их, будем надеяться, в сторону прагматизма».
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.