1tv.ru
Россия пытается устроить «майдан» в Черногории. В этом нас обвинил премьер страны Мило Джуканович. Если учесть, что речь идёт о политике, находящемся у власти более 20 лет, а страна – отнюдь не самая богатая, да ещё и не находящаяся в фокусе внимания российской власти, обвинения звучат весьма странно. Так в чём же там дело?
Черногория уже несколько недель бурлит. Но в фокусе внимания российских СМИ она фактически появилась только 24 октября. До того о политической обстановке в стране даже в интернете писали не часто, а уж когда имя её премьера Мило Джукановича последний раз звучало в эфире – вообще трудно вспомнить. Ничего не сказали о ней и в воскресных информационно-аналитических программах 25 октября. Возможно, скажут через неделю. Но для новости первостепенной важности – как-то поздновато.
Протестом в Черногории руководит «Демократический фронт». Его лидеры ссылаются на то, что страна устала от более чем 20-летнего правления Джукановича, и надо бы его сменить. Они требуют покончить с преступностью и коррупцией, создать рабочие места, провести демократические преобразования. Кроме того, протестующие выступают против членства бывшей югославской республики в НАТО, куда её могут принять уже в декабре.
24 октября противостояние перешло в острую фазу. На улицу вышло пять тысяч человек – не так уж мало для государства с населением в 680 тысяч. Бурный балканский нрав дал о себе знать – полиция применила против демонстрантов слезоточивый газ и шумовые гранаты. Порядка 40 человек обратились за медицинской помощью. Нескольких протестующих правоохранители задержали, но уже в понедельник отпустили.
Сам Джуканович отказался уходить в отставку. Он дал понять, что страна не свернёт с выбранного курса и сделает всё, чтобы войти в Евросоюз и НАТО. Попутно он «бросил большой камень» в огород России. «Нет никаких сомнений, что Россия играет и продолжает играть активную роль в организации протестов против власти в Подгорице», - заявил глава черногорского правительства. Впрочем, каких-то более конкретных доказательств своих слова Джуканович не привёл.
Посмотрим, что же могло стать причиной протеста. Начнём с политики. Джуканович ратует за вступление Черногории в ЕС и НАТО. Против Евросоюза (по крайней мере, до начала кризиса с беженцами) черногорцы ничего не имели. Другое дело, что страну, где средний доход ниже среднего по ЕС почти втрое, там едва ли ждут. А что касается Североатлантического альянса, то уровень устойчивой поддержки членства в нём никогда не переваливал за 50%. Так что повод для протестов уже есть.
Теперь глянем на состав населения страны. По переписи 2011 года, в Черногории 44,9% черногорцев и 28,8% сербов. Сербский язык считают родным 43,9% населения, черногорский (по названию, на практике – это не более чем диалект) – 37%. На деле все ещё сложнее: многие жители страны обладают двойным, сербско-черногорским самосознанием. Кроме них, в Черногории живут славяне-мусульмане (14%) и албанцы (7%).
На референдуме о независимости в 2006 году за неё высказались 56% населения, причём решение приняли за счёт голосов славян-мусульман и албанцев. Потому такие решения Джукановича, как признание независимости Косово или попытки отделить Черногорскую православную церковь от Сербской вызывают недовольство значительной части населения. О том, что в 1999 году авиация НАТО бомбила не только Сербию, но и Черногорию, тоже многие не забыли.
Перейдём к экономике. До 20% доходов бюджету даёт туризм. Но уровень развития соответствующей инфраструктуры в Черногории на порядок ниже, чем даже в Хорватии – не говоря уже о ЕС. Но на одном туризме не просуществуешь, а с промышленностью и сельским хозяйством дело обстоит туго. Есть, конечно, небольшое количество вина и фруктов, есть алюминиевый завод, небольшие месторождения металлов. И, в общем, всё. 20% населения – безработные, доходы черногорцев далеки от средних по ЕС.
Теперь о России. Российские туристы составляют львиную долю приезжих в Будве, Баре, Которе и других курортных местах. Наши предприниматели активно скупают в стране недвижимость и предприятия, регистрируют свой бизнес. В сети легко можно найти информацию о недвижимости Романа Абрамовича в Черногории, о его желании купить целый 13-километровый пляж. Благодаря российским туристам и предпринимателям многие черногорцы сводят концы с концами.
Исторически между Россией и Черногорией существуют очень тёплые отношения. Они основаны на славянском и православном братстве. Две черногорские принцессы Милица и Зорка были вхожи в семью последнего русского императора Николая II. Черногорские правители-митрополиты из династии Негошей-Петровичей постоянно наведывались в Петербург. Именно благодаря русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Черногория обрела независимость.
И когда в прошлом году Черногория по воле Джукановича присоединилась к санкциям Евросоюза против России, это вызвало у многих его соотечественников непонимание и недоумение. Формально у России хватало причин «наказать» черногорского премьера, но у нас других забот хватает – Украина, Сирия… Что-то не видно в Москве или Питере черногорских студентов, которым устраивают семинары по демократии. Да их вообще почти нет. Вещание того же Russia Today на сербском языке тоже пока нет.
Да и личность 53-летнего Джукановича – тоже весьма спорная. В молодости он был активистом Союза коммунистов Югославии, и в 1991 году, в возрасте 29 лет возглавил правительство республики. Причём его политическому взлёту содействовал не кто иной, как бывший президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич. Нынешние черногорские власти говорят о нём исключительно плохо. Но из песни слово не выкинешь.
В 1992 году Черногория проголосовала против разрыва с Сербией. «Мы гордимся сербским происхождением и черногорской государственностью. Потому мы верим в общее будущее и процветание», - говорил по этому поводу Джуканович. Но уже с середины 1990-х гг., когда власть Милошевича зашаталась, Джуканович стал прозападным политиком и критиком своего патрона. После того, как в 2000 году Милошевича свергли, Джуканович открыто высказался за провозглашение независимости.
С 1998 по 2002 гг. Джуканович пересел из премьерского кресла в президентское, затем – обратно. Он ненадолго отошёл от власти в 2006 году, но уже в 2008-м вернулся в премьерское кресло. 20 с лишним лет у руля страны – в Европе с ним может сравниться только Александр Лукашенко. Да и то президент Белоруссии уступает черногорскому политическому долгожителю. Столь длительное пребывание у власти в современной Европе встречается крайне редко.
Имя Джукановича упоминалось и в связи с организованной преступностью. Так, в докладе итальянской полиции ещё в 1990-е гг. говорилось, что черногорский политик занимался контрабандой сигарет, и заработал на этом деле десятки миллионов долларов. Помимо прочего, на многих важных постах в Черногории сидят родственники, друзья и кумовья Джукановича… В общем, вопросы у многих черногорцев к премьеру за долгие годы накопились.
По всей вероятности, с помощью громкого обвинения Джуканович надеется снискать благосклонность западных партнёров, которым, по его мнению, антироссийские слова должны понравиться. Пока они выглядят голословными. Но тем не менее, России не мешало бы присмотреться к славянской и православной стране на предмет работы с гражданским обществом, расширения влияния в умах и душах черногорцев. Может быть, хотя бы речи и действия Джукановича в этом смысле сыграют положительную для нас роль.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.