Фото с сайта www.ipnews.in.ua
Американское издание «TheForeign policy» опубликовало статью своего обозревателя Дэна де Люса, посвященную скандалу, вызванному опубликованным 10 декабря эксклюзивным интервью с бывшим министром обороны США Чаком Хэйгелом.
В интервью 69-летний экс-сенатор от штата Небраска и ветеран вьетнамской войны резко критикует президента Обаму и обвиняет его в отсутствии продуманной стратегии в Сирии.
Чарльз Ти́моти «Чак» Хэ́йгел (англ. Charles Timothy «Chuck» Hagel; род. 4 октября 1946 года, Норт-Платт, Небраска) — американский политик, член Республиканской партии США. Сенатор США от штата Небраска в 1997-2009 годах. Министр обороны США с 27 февраля 2013 года по 17 февраля 2015 года.
В 1967—1968 годах служил в армии США, участник войны во Вьетнаме. Награждён двумя медалями «Пурпурное сердце». Окончил Университет Небраски в 1971 году, переехал в Вашингтон, чтобы работать лоббистом. В 1984 году основал компанию-оператора сотовой связи «Вангард», стал мультимиллионером.
Избирался в Сенат США в 1996 году и в 2002 году, входил в состав комитетов по международным отношениям, разведке и банковской деятельности. Стал первым за четверть века сенатором-республиканцем от Небраски.
В конце 2008 года рассматривался как один из возможных кандидатов на должность госсекретаря США (пост тогда заняла Хиллари Клинтон).
7 января 2013 года Бараком Обамой был выдвинут на пост министра обороны страны. Комитет Сената США по вооружённым силам одобрил кандидатуру Хэйгела на пост министра обороны и рекомендовал Сенату утвердить Чака Хейгела в качестве нового руководителя военного ведомства страны.
Хэйгел рассказал в своем интервью, что Пентагон во время его пребывания в должности министра обороны был предметом изнурительных вмешательств и мелочной опеки (micromanaged) со стороны Белого дома.
Критика Хэйгела явно направлена в адрес советника Обамы по национальной безопасности Сьюзен Райс и ее сотрудников, хотя ее имя и не произносится, отмечает издание, вспоминая о многочисленных расхождениях Хэйгела и Райс по поводу политики в Сирии и военной тюрьмы в Гуантанамо.
Хэйгел не без ехидства рассказывает о бесконечных совещаниях в Белом доме по поводу Сирии, которые проводились для проформы и не заканчивались никакими решениями, в то время, когда ситуация в Сирии обострялась, а число погибших там людей возрастало.
Оглядываясь на свое пребывание в должности министра, Хэйгел недоумевает, почему некоторые сотрудники администрации Белого дома стремились уничтожить его в личном плане (some administration officials sought to «destroy» him personally), атакуя резкими публикациями в прессе, даже после того, как он подал в отставку.
Редакция издания обратилась к высокопоставленному сотруднику Белого дома с просьбой прокомментировать эти обвинения Хэйгела. На условиях анонимности чиновник ответил, что администрация Обамы была не готова идти на военные действия без одобрения Конгресса, и что в конечном итоге стратегия, выбранная Обамой, позволила при посредничестве России достигнуть сделки с Асадом по уничтожению химического оружия и что президент имеет четкую стратегию победы над Исламским государством, опирающуюся на военно-воздушные силы США и поддержку сирийской оппозиции, а также на дипломатические усилия по прекращению гражданской войны в Сирии и отстранению Асада от власти.
Американская пресса уже не в первый раз обсуждает скандалы, которыми сопровождается министерская карьера Хэйгела.
Чак Хейгел вступил в должность министра обороны с явным расчётом на плотную работу в паре с главой государства до конца текущего срока его президентства, но неожиданно лишился престижной министерской должности. В причинах этого кулуарного решения пытался по горячим следам разобраться обозреватель издания Prisonplanet.com Стив Уотсон.
По его информации, еще в 2009 году Хейгел посещал Белый дом и в личном разговоре с Обамой предупреждал того о наличии теневых преступных элементов внутри Пентагона, которые являлись движущей силой в построении так называемого «нового мирового порядка». Заместитель редактора The Washington Post Боб Вудворд незадолго до назначения Чака Хейгела опубликовал материал, в котором цитировались слова министра, сказанные им президенту: «Мы переживаем то время, когда наступает новый мировой порядок».
Хэйгел предупредил президента, что эта влиятельная сила неподотчетна высшей власти США, в связи с чем пора задуматься о пересмотре правил применения многих инструментов современной политики. Любая информация, которую сообщает Пентагон, должна подвергаться тщательному анализу, подчеркнул Хейгел. Он считал ошибкой решение об отправке дополнительного контингента войск в Афганистан, где американцы, по его словам, просто «увязли». Сейчас трудно оценить, насколько искренне Хэйгел пытался бороться против преступных элементов в Пентагоне, но чашу терпения власти переполнило его очередное интервью, в котором он как министр обороны заявил, что военные действия американских военных против ИГИЛ могли «косвенно приносить пользу» сирийскому президенту Башару Асаду, при этом отметив неготовность вооруженных сил США к угрозам в этом «чертовски опасном мире». Подвергал он критике и сокращение оборонного бюджета страны, подчеркивая, что это неизменно приведет к снижению боеготовности и армейской выучки, а также к потере лучших военных специалистов.
Чак Хэйгел был весьма непоследователен в своих высказываниях и действиях, отмечает Дэн де Люс, вспоминая, что его кандидатура на должность министра обороны натолкнулась на противодействие ряда сенаторов из-за антиизраильских высказываний Хэйгела. А после назначения на должность министра, Хэйгел инициировал предоставление Израилю крупнейшего пакета военной помощи за всю историю американо-израильского сотрудничества.
Дэн де Люс критикует Хэйгела за недостаточную жесткость в отношении министра обороны Египта Абдель Фаттапха аль-Сис, когда тот проводил жестокие репрессии против экстремистов из запрещенной в России организации «Братья-мусульмане» (на которых опирается, кстати, турецкий президент Эрдоган), хотя между Хэйгелом и маршалом аль-Сиси шли непрерывные телефонные переговоры.
Непредвзятому наблюдателю однако сегодня вполне очевидно, что Хэйгел поступил совершенно верно, оказав египетским военным поддержку в отстранении от власти религиозных фанатиков.
Хэйгел позиционирует себя, пишет Дэн де Люс, как республиканец старого закала в духе традиций бывшего президента США Джорджа Буша–старшего, когда советником по национальной безопасности был Брент Скоукрофт. Оба этих политика были прагматиками, проводившими внешнеполитический курс из соображений национальных интересов и в духе «реальполитик». Главной проблемой Хэйгела, отмечает автор, было то, что он никогда не входил в ближний круг Обамы.
Хэйгел был не согласен с Обамой, который не хотел ввязываться в наземные операции в Сирии и Ираке. На своей пресс-конференции в августе этого года, бывший министр обороны поделился своими соображениями по поводу характера угрозы, исходящей от «Исламского государства». Он привел в пример высокое воинское искусство подразделений ИГ, мощную финансовую базу и грамотно поставленную интернет-пропаганду как показатели того, что ИГ намного превзошло все предыдущие террористические организации.
Хэйгел критиковал Обаму и за слабую, по его мнению, реакцию на действия России на Украине.
История с конфликтом между представителем военной элиты и «республиканцем старого закала» Чаком Хэйгелом и воспитанником школы знаменитого политтехнолога Саула Алинского Бараком Обамой лишний раз подтверждает факт глубокого раскола внутри американских элит, который в свою очередь является отражением общего кризиса единственной сверхдержавы планеты.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.