В Молдавии запахло революцией. Толпа, недовольная «полуподпольными» выборами премьера, временно захватила здание парламента. Учитывая градус противостояния и уровень бедности, не факт, что Молдавия быстро успокоится, и последствия не станут самыми неприятными.
Выборы премьер-министра Молдавии проходили на фоне четырёхмесячной уличной активности. Отставки президента, правительства и досрочных выборов в парламент требовали сразу две группы демонстрантов – проевропейская и пророссийская. 29 октября 2015 года пришлось уйти в отставку правительство Валерия Стрельца, а незадолго до того арестовали одного из богатейших людей страны – бывшего премьера и лидера Либерально-демократической партии Владимира (Влада) Филата. С тех пор утверждённого правительства в стране не было.
Состояние страны близко к критическому. В сентябре стало известно, что из казны пропал миллиард евро, возместили ли его – большой вопрос. Уровень зарплат в Молдавии вдвое ниже, чем в России или Румынии. До трети трудоспособного населения находится на заработках за границей. Половина населения хочет в Евросоюз, треть – в Евразийский союз. Гагаузия грозится выйти из состава страны, если Молдавия пойдёт в ЕС и порвёт с Россией. В общем, никакому кандидату не позавидуешь.
На этом фоне образовалось два протестных лагеря, требующих смены и президента, и парламента, и правительства. Один из них – проевропейский, представленный движением «Достоинство и альтернатива» во главе с бывшим министром Майей Санду и молодым адвокатом Андреем Нэстасе. Другой – сторонников сближения с Россией, куда входят Партия социалистов и «Родина» во главе с депутатом Игорем Додоном и предпринимателем Ренато Усатым соответственно. На улицы народ вышел ещё в сентябре, и с тех пор не расходился.
Президенту Николаю Тимофти приходилось судорожно искать человека, который возьмёт на себя смелость возглавить кабинет. Долгие месяцы искал… После нового года мелькнул слух, что в премьеры метит богатейший человек страны – один из лидеров Демократической партии Владимир Плахотнюк. Слух не подтвердился, но народ начал пуще прежнего протестовать. 14 января президент предложил возглавить кабинет главе своей администрации Ивану (Иону) Пэдурару. Но тот взял самоотвод.
Тогда пришла очередь соратника Плахотнюка по партии Павла Филипа. Голосование по его кандидатуре сначала назначили на 21 января, но перенесли на 20-е, опасаясь массовых волнений. Происходящее в зале заседаний напоминало фарс. Трибуну блокировали представители оппозиционных социалистов, настаивающих на досрочных выборах. В итоге Филип даже не вышел на трибуну, а лидер демократов Мариан Лупу предложил немедленно голосовать. 57 депутатов поддержали кандидатуру нового премьера.
Тем временем у здания парламента собралась многотысячная толпа. Её не устраивала личность Филипа – она настаивала на досрочных выборах депутатского корпуса. О том же заговорил и Додон. "Большинство граждан Молдовы выступает за досрочные парламентские выборы. Попытки сформировать парламентское большинство путем подкупа и шантажа депутатов не соответствуют интересам граждан… Сейчас должны объединиться все против этой власти", - сказал руководитель социалистов.
Но для сторонников «Достоинства и правды» Додон – не авторитет, а идеологически они с пророссийскими социалистами совершенно противоположны. Руководивший толпой адвокат Нэстасе заявил об окружении здания, чтобы не дать депутатам уйти. В итоге представители проевропейской оппозиции преодолели первый кордон полиции и ринулись на штурм. Второй кордон преградил им путь, но ненадолго.
Из толпы неслось: «Полиция с нами!», «Мы власть!», «Мы народ!», «Мы не уступим!», «Долой!», «Не уступим!», «Выборы!», «Победа!». В результате протестующие захватили часть здания парламента, попутно заблокировав там десятки журналистов. В ходе столкновений пострадали 15 человек. Среди них были и протестующие, и полицейские, и видные депутаты, в числе которых лидер антироссийской и прорумынской Либеральной партии Михаил (Михай) Гимпу. К счастью, пострадали не очень тяжело.
Тем временем возле здания парламента начали жечь костры. Обстановка всё больше напоминала революционную. В конечном счёте, представители «Достоинства и правды» договорились с полицией и всё же покинули помещения законодательного органа. Что касается пророссийской части демонстрантов, то представители социалистов и «Родины» ограничились стоянием на площади.
Закончилось ли противостояние? Вряд ли. Народ не разошёлся, митинги продолжаются. Правительство, программу которого никто не слышал, правительство, утверждённое в столь авральном порядке, едва ли просуществует долго. А уже весной закончатся полномочия президента Тимофти. Одно из требований всех групп демонстрантов – всенародные (а не в стенах парламента) выборы главы государства. Пойдут ли на такое депутаты? Большой вопрос.
Досрочными выборами дело наверняка закончится, но дальше что? Сколько ещё Молдавия будет жить без правительства и что станет с и без того слабой экономикой страны? Вероятно, впереди – жизнь натуральным хозяйством. Климат в стране хороший, в садах и огородах много чего растёт. Только на светлое европейское будущее это мало похоже. Это уже какая-то архаика, африканизация…
Пройдут выборы, свои голоса получат «Достоинство и правда», социалисты, «Родина». Сторонников первой несколько больше, её лидеры продолжат сближение с ЕС и НАТО, отдаление от России. Кто-то из них захочет объединиться с Румынией… Но и противников, желающих сблизиться с Россией, тоже хватает. И они уже тоже привыкли выходить на лицу. И Молдавия окажется на пороге противостояния, подобного украинскому.
Пока дело обходится ссадинами и синяками. Но дело пахнет керосином…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.