Чем чаще Кадыров будет выступать с жесткими заявлениями, тем хуже будет отношение людей к власти. Что касается российских звезд, выступивших в его поддержку, то «он им сто лет в обед не нужен, их просто попросили». Так считает оппозиционный политик, экс-замминистра энергетики Владимир Милов, с которым побеседовала наш корреспондент Валентина Карелова.
- В последнее время в новостях вообще очень много Рамзана Кадырова. Он и герой, и патриот, и ньюсмейкер, у него есть ответы на все вопросы. Что происходит?
- Вся эта ситуация создана искусственно. Таким образом Кремль пытается напугать оппозиционно настроенную часть населения. Думаю, что на деле это сработает бумерангом против самой власти, потому что у большой части населения Кадыров энтузиазма, мягко говоря, не вызывает. И чем больше его будут выставлять напоказ, тем отношение избирателей к этой системе власти будет становиться хуже. Я много общаюсь с людьми и вижу, что в общей массе им не нравится, что глава Чечни стал один из главных героев этой системы.
- Зачем же тогда это делается?
- Я все же думаю, что это один из методов попугать оппонентов из либерального лагеря. Но эффект скорее всего будет иным. В конце концов они напугают Кадыровым рядовых избирателей. Есть недовольство Кадыровым и в самой Чечне. Он расчищал пространство под свой Гудермесский клан довольно жесткими методами, соответственно нажил себе немало врагов. Сейчас они не высовываются, но при случае припомнят ему все. Не любят его и федеральные силовики. Я знаю, что они давно кладут Путину на стол рапорты, что его нужно убрать и заменить кем-то другим. Насколько я знаю, ФСБ изначально продвигало другую концепцию. Например, поставить во главе республики какого–нибудь условного «генерал-губернатора», которого потом можно было поменять на чеченского лидера с большим присутствием русских силовиков за спиной, как это делается в Южной Осетии. Там ведь, несмотря на номинального местного лидера, все правительство состоит из русских силовиков. Кроме того, я убежден, что нынешняя эскапада Кадырова — это не его инициатива, потому что он понимает, сколько у него врагов в федеральной власти, и все это может сыграть против него. Скорее, его попросили об этом на самом верху. Соответственно эти два конфликта имеют серьезный взрывной потенциал - противостояние между Кадыровым и федеральными силовиками, и внутренней ситуацией в Чечне, которая рано или поздно выйдет наружу. Это очень опасная ситуация. Кроме того, стоит отметить недовольство Кадыровым в соседних республиках Северного Кавказа. Его агрессивная стилистика, безусловно, ведет к каким-то будущим потрясениям. Я даже не могу тут прогнозировать их, но точек конфликта и напряжения уже очень много.
- А зачем некоторые российские звезды шоу-бизнеса приняли участие во флешмобе «Кадыров – гордость России»?
- Они тоже не самостоятельные люди, думаю, их просто попросили. Я думаю, что им самим «сто лет в обед» Кадыров не нужен, и выступать без особой причины они бы не стали.
- Глава Чеченской Республики ведет себя резко, но, по крайней мере, открыто. Чего не скажешь о китайцах, которые стелют мягко, но своего добиваются жестко, и очень заинтересованы в землях Дальнего Востока. Еще один вопрос, который тревожит сейчас многих.
- Проблема состоит в том, что подобные решения принимаются крайне непрозрачно. Общество не знает, что на самом деле там происходит, на каких условиях земли передаются в аренду. Это ненормально, процесс должен быть открытым. И вообще стратегические риски, связанные с Китаем нужно уравновешивать только одним способом – сотрудничеством с другими крупными игроками. Прежде всего — с Западом. Потому что когда мы с ним поссорились, то остались один на один с куда более сильным партнером, чем мы, и гораздо более жестким. Понятно, что мы находимся под риском того, что с Китаем у нас могут возникнуть очень серьезные проблемы.
- Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
- Можно пойти по пути Украины - государства, которое намного меньше и слабее нас. Посмотрите, как украинцы защищались от нас. Хотя мы вполне могли их поглотить. Украина защитилась хорошими отношениями со всеми мировыми центрами силы. Запад защитил ее санкциями, а Китай сотрудничеством и своей позицией по территориальной целостности. Вот это наглядный пример того, как более слабый игрок может защищаться от поглощения более сильным, поддерживая отношения с другими, и используя их как элементы защиты от захвата.
- Какими вы видите наши отношения с Китаем?
- Прежде всего, мы должны перестать заискивать перед Китаем, предлагая ему различные скидки на наши ресурсы в обмен на хорошее отношение. Такую политику нужно прекращать. Надо возвращать наши взаимоотношения в прагматичное русло. Если они чего-то хотят, то пожалуйста, пусть сотрудничают наравне с другими инвесторами по условиям рынка. Также нужно послать Китаю четкий сигнал, что мы готовы с ними дружить и сотрудничать, но при этом видим, что делается у них в военной сфере. Мы понимаем, что их военный потенциал направлен, в том числе, и в нашу сторону, и что у нас есть на это ответ.
- Но попытка выстроить глобальное партнерство с Китаем на протяжении последних двух лет уже не сработала. Почему?
- Это не удивительно, ведь цели у нас совсем разные. Китай является крупнейшим бенефициаром текущего миропорядка с доминированием США. Поднебесной это очень выгодно, они на этом хорошо заработали. Китай не заинтересован в изменении этого порядка. У России противоположная цель. Она давно показывает, что недовольна своим положением в мире и хочет его пересмотреть.
- В свое время вы довольно активно выступали против неконтролируемой трудовой миграции из стран Средней Азии. Насколько сейчас эта проблема актуальна для России?
- У меня по этому поводу позиция прежняя. Нет в мире стран с таким или более высоким уровнем развития, чем у нас, которые делают открытыми границы с более бедными и малоразвитыми странами. Более того, в самой Средней Азии между собой есть визовый режим, и только Россия открыта. Изменений в связи с экономической конъектурой я не вижу. Потому что считаю: уехали те, кто может работать, поскольку их доходы из-за девальвации рубля обесценились. Но как только ситуация стабилизируется, они опять вернутся к нам, потому что больше им ехать некуда. А вот те, кто занимается здесь криминалом, праздными шатаниями и наркотиками, они как раз остались. У них сейчас «замечательная свадьба» и в нынешних условиях они прекрасно себя чувствуют. Поэтому я еще раз подчеркиваю, нам надо сделать так же, как это делают все цивилизованные страны: ввести визовой режим. Прежде всего, с Таджикистаном.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.