globallookpress.com
Великобритания будет решать, оставаться или нет в ЕС. Фактически Евросоюз под англичан «прогнулся». Выгоды и издержки в случае выхода британцев будут для обеих сторон, но некоторые последствия могут стать ударом и для ЕС, и для британцев.
Под конец прошлой недели главы государств и правительств Евросоюза обсуждали… Великобританию. Звучит весьма необычно, ибо за последние годы мы привыкли к другому набору тем. Антироссийские санкции, Украина, кризис с беженцами, спасение экономики Греции… А здесь, что называется, припёрли к стенке: миграционный кризис дал англичанам повод покинуть уже не очень стройные ряды ЕС.
Англичанам не нравится, что беженцы всеми правдами и неправдами стремятся попасть на Туманный Альбион. Французский город Кале стонет от лагеря вынужденных переселенцев, где антисанитария и мелкая преступность стала привычным явлением. Но Великобритании на это, кажется, наплевать. Дополнительная нагрузка на социальную систему и на полицию ей не нужна, и до европейской солидарности дела ей нет.
Долгие месяцы англичане и представители ЕС выражали недовольство друг другом. Встречи премьера Британии Дэвида Кэмерона с французским президентом Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель, главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером, «президентом ЕС» Дональдом Туском результата не давали. И устав ждать, островитяне поставили вопрос ребром: мы уходим из ЕС и проведём соответствующий референдум.
Допустить подобного развития событий европейские чиновники не могли. Если с «корабля» Евросоюза сбегут строптивые островитяне – следом могут последовать другие. В числе таковых значатся левацкая Греция, националистические Польша и Венгрия, и без того имеющая особые отношения с ЕС Дания. А там и другие в состоянии подтянуться. Потому до крайностей лучше было не доводить.
Итогом переговоров, шедших день и ночь, стал компромиссный план, когда 27 стран ЕС приняли почти все условия англичан. Так, Великобритания получила право принимать чрезвычайные меры в отношении мигрантов. В частности, она может не участвовать в общей миграционной политике ЕС. Следовательно, на неё не распространяется правило принимать определённое количество беженцев (правило и так не работает, но вот его закрепили на бумаге).
Неприятные вещи увидели для себя 800 тысяч поляков и порядка 200 тысяч приезжих из стран Прибалтики, прибывшие в Великобританию на заработки. Так, теперь мигранты из стран ЕС лишатся права на пособия в течение четырёх лет с момента трудоустройства. А пособия на их детей будут выплачивать, исходя из стоимости жизни на родине родителей. То есть, по куда более низким меркам Польши и Литвы.
Британия теперь остаётся в стороне от дальнейших европейских интеграционных процессов – на неё соответствующие решения не станут распространяться. О замене фунта стерлингов на евро речь и так не шла, но теперь всё это прописали на бумаге. Лондонский Сити выводится из-под правил финансового регулирования ЕС, но британские компании нельзя дискриминировать из-за того, что англичане не входят в еврозону.
Тем не менее референдум о выходе Великобритании из Евросоюза никто не отменял. Единственное – его перенесли с 2017 года на 23 июня текущего. Правда, Кэмерон сменил гнев на милость. «Этого достаточно, чтобы рекомендовать Великобритании остаться в ЕС… Наше место – внутри реформированного ЕС… Я буду всей душой и сердцем вести кампанию, чтобы убедить британский народ остаться в реформированном ЕС», - произнёс он.
Далее Кэмерон перечислил уступки, на которые пошёл ЕС. «Мы вернули власть в руки британского парламента и других национальных парламентов, и "красная карточка" означает, что парламент Соединённого Королевства может работать с другими законодательными органами, чтобы заблокировать нежелательные законодательные инициативы Брюсселя», - заключил Кэмерон.
Но даже в таком виде внутри соратников премьера по Консервативной партии нашлись противники. Мэр Лондона Борис Джонсон 21 февраля дал понять, что всё равно призовёт соотечественников сказать Евросоюзу «нет». По его мнению, Великобритания даже в новых условиях не станет обладать полным суверенитетом. Того же мнения придерживаются и шесть министров правительства Кэмерона – не большинство, но не так уж и мало.
Опросы показывают, что на сегодняшний день сторонников выхода из Евросоюза в Великобритании насчитывается 33%, а апологетов ЕС – 48%. Причём голоса распределены по стране неравномерно. Жители Шотландии в массе своей однозначно выступают за Евросоюз, в Уэльсе еврооптимистов также чуть больше среднего. В Англии, которая всё и решит, евроскептиков больше, чем в других районах, но пока меньшинство. Но за четыре месяца много может измениться.
Кто и что выиграет, если Великобритания выйдет из ЕС? Если рассматривать с точки зрения англичан и единой Европы, кто пострадает или кто приобретёт, то пожалуй, изменится не так много. В настоящее время ведущей отраслью британской экономики является финансовый. По части электротехники англичанам не тягаться с Германией, по части сельского хозяйства – с Францией. Потому ни особо ценных заводов, ни плодородных земель единая Европа не лишится.
Великобритания – десятая экономика мира, и третья в Европе. Естественно, казна Евросоюза станет тоще, если она лишится поступлений с Туманного Альбиона. Но и английские компании в значительной степени уменьшат своё присутствие на рынках континентальной Европы, куда идёт основная часть британского экспорта. Англичане добывают нефть на своём шельфе, но куда её продавать, если не в ЕС? Опять же – всё остаётся в относительном равновесии.
Британцы изначально подчёркивали своё особое положение в Евросоюзе. Они всячески показывали, что считают приоритетом развитие отношений с англосаксонским миром – США, Канадой, Австралией. С другой стороны, в континентальной Европе многие воспринимают англичан как «троянского коня» американцев, и такие люди тоже не будут лить слёзы в случае их ухода. Так что опять – ничего страшного.
Распад ЕС? Звучит страшно, но кроме англичан, подобную роскошь мало кто может себе позволить. Польша, Венгрия или Греция слишком сильно зависят от денег, приходящих из европейских фондов. Для Германии, Франции, Италии или Австрии основные рынки сбыта находятся в Европе, да к тому же их экономики сильно взаимозависимы. Швеция или Дания могут уйти скорее – но всё же им без ЕС тоже станет сложнее. У них нет за океаном «близких одноязычных братьев».
Тем не менее прецедент появится. Евросоюз в своё время строился почти как «почти коммунистическое общество», вершину исторического развития континента. Возможность его распада изначально не предусматривалась. И ладно, если его покинут только англичане – они всегда были «сбоку». Но ведь евроскептиков во всех странах пример Британии вдохновит. И что тогда?
А англичан может ждать другая неприятность. Шотландия выходить из ЕС не собирается, и её населения голосовало за то, чтобы остаться в «европейской» Британии. А если статус страны поменяется – шотландцы получат основания провести новый референдум о независимости, о чём деятели местной Национальной партии говорят открыто. И что тогда будет – Разъединённое королевство вне Евросоюза? Стоит ли игра свеч?
Поживём до 23 июня – увидим. Будет интересно.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.