globallookpress.com
В Словакии прошли выборы, где антииммигрантские партии достигли успеха. Это стало очередным сигналом для ЕС, что многие страны недовольны положением дел с массовой миграцией. Пополнят ли словаки ряды стран-евроскептиков?
5-6 марта в Словакии считали голоса по итогам парламентских выборов. В России на эту тему писали не так много, видимо, сочтя, что в небольшой стране в центре Европы ничего интересного не происходит. На деле же словацкие избиратели взорвали самую настоящую политическую бомбу. Обеспокоенность словацким волеизъявлением уже выразил Евросоюз, который изо всех сил пытается договориться с Турцией относительно беженцев.
В обычное время выборы в Словакии зрелищем не назовёшь. Данный процесс скучен даже людям, пристально следящим за политикой. На то были свои основания. Страна, в общем, провинциальная, не пытающаяся играть в глобальную политику. Местные партии обсуждают дороги, образование, здравоохранение, налоги. О делах внешнеполитических почти не говорят, и тема мигрантов до недавних пор в программах партий отсутствовала в принципе.
Удивляться такому не приходится. Словакия – не самая богатая страна по меркам ЕС, знавшая своё место, и не пытавшаяся, в отличие от Польши, играть в большую геополитику. Приезжих мусульман в стране насчитывалось всего несколько тысяч. Словакия – единственная страна Евросоюза, где до сих пор нет ни одной мечети. Роль неблагополучных районов здесь «играли» кварталы, где живут цыгане, составляющие до 8% населения страны. С этой проблемой словаки до сих пор не справились, а тут ещё какие-то беженцы…
Едва начался кризис с беженцами, как Словакия стала одной из первых стран, отказавшихся принимать их у себя. Премьер страны Роберт Фицо одним из первых в ЕС дал понять, что появление в Европе миллиона мусульман несёт в себе угрозу. Словаки демонстративно выразили желание принять у себя только христиан – а о квоте на мусульман ни Евросоюз, ни Германия пусть даже и не заикаются! В итоге Словакия последовательно голосовала против всех решений ЕС, касавшихся приёма беженцев.
И тут предвыборная кампания в обычно тихой, провинциальной стране превратилась в соревнование тех, кто лучше защитит Словакию «от пришельцев». По данному поводу высказались представители всех партий, а многие просто сделали на прежде чуждую тему ставку. Как показало время, сделали совершенно правильно. Словаки привыкли пусть не к богатой, но к размеренной жизни, а тут их ЕС заставляет резко изменить политику…
В итоге у многих европейских политиков и чиновников результаты словацкого волеизъявления вызвали шок. Партии, сделавшие в своих программах ставку на откровенный национализм, недопустимость приёма беженцев и рьяную критику основ Евросоюза, набрали в сумме 23%. Партии, которые не против ЕС, но которым не нравится миграционная политика, получили ещё вдвое больше. Как итог – почти трём четвертям словаков не нравится курс ЕС и канцлера Германии Ангелы Меркель по приёму беженцев.
Почему словаки сделали такой выбор – объяснимо. Страна не самая богатая, и у Словакии нет лишних денег на содержание мигрантов. Словаки никогда не жили в колониальной державе, у них нет опыта сожительства с представителями иных культур и цивилизаций. Страна обрела государственность только в 1993 году, и потому для её жителей важно, чтобы государство было именно национальным словацким. Отсюда идут проблемы с местными венграми и цыганами, которые пока решить не удалось.
Особой неприятностью стал успех крайне правой народной партии «Наша Словакия» во главе с губернатором Банско-Быстрицкого края Марианом Котлебой. Члены данной организации открыто выступают против членства в ЕС и НАТО. Они порой щеголяют в форме, которую носили словацкие союзники Гитлера в 1939-1945 гг. Они воспевают тот период времени, когда первая Словацкая республика в 1939-1945 гг. была союзницей Третьего рейха (к слову, нынешняя Словакия не считает себя её правопреемницей).
«Наша Словакия» требовали полностью закрыть страну от наплыва беженцев. Они также выступают за жёсткую политику по отношению к цыганам и венграм. Выступления Котлебы и его соратников по партии были настолько жёсткими, что назвать их «фашистами» не будет преувеличением. Но они получили чуть более 8% голосов и теперь получат свою фракцию в парламенте. Очевидно, многих словаков возможность притока беженцев перепугала настолько, что они готовы даже на таких ребят…
Несколько умереннее в своей риторике выглядят Словацкая национальная партия и партия «Мы – семья», которых можно причислить к умеренным националистам и евроскептикам вроде Марин Ле Пен во Франции или «Альтернативы для Германии». Об открытой неприязни к другим народам здесь речь не идёт, но защищать словацкое «я» они готовы решительным образом. Они занимались нападками на Евросоюз за его линию, и в итоге свыше 8,5% и 6,5% у них оказалось.
Первое место убедительно заняли сторонники премьера Фицо из партии «Направление – социал-демократия» с 28,3%, второе – либералы из партии «Свобода и солидарность» с 12,1%. Прошли в парламент и консерваторы из партии «Сеть», набравшие 5,6% Эти три силы к евроскептикам не отнесёшь – все они видят ЕС основой словацкой политики. Но и они все ругали миграционную политику ЕС, и все не хотят видеть беженцев в Словакии. Так что и здесь для Евросоюза не всё приятно.
Из партий, готовых разделить европейский подход к миграции, в парламент прошли консерваторы из коалиции «Обычные люди – НОВА» и либералы из партии «Мост» (за последнюю в основном голосуют представители венгерского меньшинства). Они говорили о необходимости разделить ответственность с другими членами ЕС по всем вопросам, ибо Словакия должна оставаться ответственным членом Евросоюза. Их результат – 11% и 6,5% соответственно. Совсем не ноль, но и не густо…
Результат словацких выборов имеет значение ещё и потому, что во втором полугодии Словакия станет страной-председателем Евросоюза. Претендентов на роль главы правительства в столь значимый период два – Фицо и лидер «Свободы и солидарности» Рихард Сулик. По многим вопросам они расходятся (в частности, Фицо более расположен к России, чем Сулик). Но по теме приёма беженцев они говорят почти схожими словами.
Ряды откровенных евроскептиков Словакия пока не пополнит. Ни Фицо, ни Сулик не снимут флаг ЕС со своей резиденции, не уберут его из зала для пресс-конференций, как это сделали нынешние власти Польши. Но в лице правительства Словакии ЕС получит сторонников жёсткого подхода к миграции в любом случае. И учитывать его мнение в Брюсселе придётся: лучше довольствоваться небольшими «отклонениями от генеральной линии», чем потом тушить политический пожар…
А Евросоюз получил очередной неприятный сигнал. Политика «открытых дверей» привела в словацкий парламент крайне правых политиков полуфашистского толка, которого в иное время там бы просто не было. Решать проблему с беженцами необходимо как можно, быстрее, или примеру Словакии последуют избирателя других стран. В итоге в Европе опять вырастут границы, проверки при их пересечении станут нормой. Как и полицейские облавы в поездах в поисках нелегалов…
И если ЕС в обмен на отправку части беженцев за его пределы отменит визовый режим с Турцией (как это вроде бы планируется), проблема только усугубится. И откровенные националисты с евроскептиками в Словакии просто скоро придут к власти. И не в ней одной. О спокойствии в Европе тогда придётся забыть надолго.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.