Британский Королевский институт международных отношений («Чатэм Хаус») опубликовал доклад «Выборы в США и отношения с Россией» (Research Paper «US Election Note: Russia Policy After 2016»). В докладе говорится, что отношения Соединенных Штатов с Россией в настоящее время крайне плохи, что объясняется различными взглядами на мировой порядок и несовпадающими интересами в Восточной Европе, Ближнем Востоке и в рамках глобальных стратегий и проблем, в частности по нераспространению ядерного оружия.
Основной областью стратегического соперничества Соединенных Штатов и России, по мнению автора доклада Джейкоба Паракиласа, является Европа, что также имеет серьезные последствия для Ближнего Востока (особенно Ирана и Сирии). Такой взгляд на события, на мой взгляд, типичен для западных аналитических центров. Высвечивается лишь внешняя сторона геополитики, а внутренние мотивы каждой из сторон по понятным причинам не указываются.
Конкурирующие в предвыборной президентской гонке в США Хиллари Клинтон, Тед Круз и Берни Сандерс предлагают различные подходы к долгосрочной американской стратегии сдерживания России. А вот Дональд Трамп, если станет президентом, поведет американскую политику в совершенно ином направлении и уступит России огромное влияние в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, пишет автор.
Став президентом, Круз или Клинтон будут наращивать американское военное присутствие в Европе, с тем, чтобы сдерживать Россию, Сандерс сделает приоритетными дипломатические подходы к сдерживанию, а Трамп отступит и в значительной степени выйдет из борьбы.
Если Тед Круз исполнит обещание восстановить санкции США в отношении Ирана, то это вобьет клин между Соединенными Штатами и их союзниками в Западной Европе, из чего Россия также может извлечь выгоду.
События в Америке развиваются столь быстро, что соперники Трампа один за другим выбыли из борьбы, а конкурирующий с Хиллари Сандерс не имеет уже реальных шансов на свое выдвижение от демократов, но я оставил эти рассуждения автора доклада, чтобы показать, что даже кандидаты от одной партии имеют различные взгляды на будущую политику США. Причем внутрипартийная борьба ведется довольно жесткими методами, что говорит, как учат классики марксизма, о сильной экономической заинтересованности как самих кандидатов, так и групп давления, стоящих за ними.
В стане республиканцев основные соперники Трампа Тед Круз и Джон Кейсик объявили о своем выходе их борьбы после того, как на Круза выкатили убийственный компромат, а Кейсика просто переманили.
Избирателям напомнили о фотографии отца Круза, сделанной в Новом Орлеане в 1963 году, где он запечатлен рядом с убийцей президента Кеннеди Ли Харви Освальдом. Круз и Освальд в то время совместно раздавали литературу в поддержку Фиделя Кастро. Фото было тогда опубликовано в журнале National Enquirer, а уже сейчас растиражировано дружественной Трампу прессой.
«Вы знаете, что его отец находился с Ли Харви Освальдом до того, как Освальд стрелял. Я имею в виду, что все это нелепо", – сказал Трамп в эфире местного телеканала.
Круз в ответ назвал Трампа «патологическим лжецом» и попытался отшутиться:
«Да, мой отец убил Джона Кеннеди, тайно похоронил Элвиса и Джимми Хоффу».
Черный юмор ему не помог, и Круз сошел с дистанции.
Почти одновременно объявил о своем выходе из президентской гонки и Джон Кейсик, а Трамп сразу же намекнул, что из Кейсика мог бы получиться хороший вице-президент. Скорее всего у них была между собой достигнута соответствующая договоренность.
Конкурент Хиллари в стане демократов Берни Сандерс высказывает взгляды, близкие Бараку Обаме в плане социальной политики. Причем, будучи этническим евреем, жестко критикует Израиль за жесткие силовые методы в отношениях с арабским миром. Все это и обнулило его президентские перспективы. Но высказывание такого рода взглядов входит в предвыборный ритуал демократов, иначе они просто потеряют поддержку своего электората. Несмотря на то, что Сандерс победил на праймериз в штате Индиана, догнать Хиллари Клинтон по числу делегатов-выборщиков у него уже не получится.
Итак, на финишную прямую выходят два политика, Дональд Трамп и Хиллари Клинтон. У них, на первый взгляд, резко отличающиеся внешнеполитические позиции. Откуда такое расхождение позиций, ведь на протяжении всей американской истории демократы и республиканцы выступали, так сказать, единым фронтом во внешней политике?
Не так давно ветеран ЦРУ Рэй Макговерн рассказал о тайных пружинах внешней политики США:
Говоря о внутреннем устройстве США, Рэй Макговерн отметил, что Вашингтон находится под влиянием военно-промышленного комплекса, поэтому его политика схожа с действиями фашистов.
«Айк (экс-президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. — RT) предупреждал, что нам следует остерегаться влияния военно-промышленного комплекса. И вот эта махина начинает работать, к тому же всё это происходит при участии СМИ, поскольку корпорации, которые получают прибыль от этих войн, в значительной мере контролируют СМИ, а спецслужбы тем временем продолжают разрастаться — сотрудников спецслужб становится в два или три раза больше, чем было до 11 сентября... Получается, что система, которую мы создали, по сути ничем не отличается от той системы, которую принято называть фашизмом. Не надо бояться этого слова», — пояснил ветеран ЦРУ.
Под влиянием этой «машины» находится и нынешний президент США Барак Обама. От него, по словам Макговерна, на международной арене ничего не зависит. Экс-сотрудник разведки называет главу Соединённых Штатов неумелым стратегом, который опирается в своих решениях на советы неопытных людей, плохо разбирающихся во внешней политике, особенно в отношении России.
«Я не думаю, что у возглавляемого Обамой правительства есть чёткая политическая линия. Мне кажется, что от Барака Обамы вообще ничего не зависит. Я вижу, что он неуверенный в себе и очень неопытный человек, что в вопросах внешней политики он полагается на советы таких же неопытных советников, которые демонстрируют полное невежество в том, что касается России», — пояснил бывший сотрудник разведки.
Макговерн обратил внимание, что Обаме после прихода к власти пришлось «иметь дело всё с той же военной силой — только ещё и выросшей — и с аппаратом безопасности, который после 11 сентября разросся как на дрожжах». Кроме того, американскому президенту приходится считаться со многими людьми, которые продвигают свои интересы.
«Обама имеет дело со многими конгрессменами, которые вкладывают большие деньги в АНБ, ЦРУ и так далее. У них есть власть, влияние, лобби. Это плодородная почва, на которой процветает военно-промышленно-законодательный комплекс», — пояснил ветеран ЦРУ.
Если внешняя политика в исполнении и Хиллари Клинтон будет обслуживать сиюминутные интересы американского военно-промышленного комплекса, что подразумевает прямое участие США и их союзников в большом количестве текущих и будущих военных конфликтов, то Трамп отстаивает долгосрочные интересы того же самого ВПК: подъем экономики, модернизация ВПК и поиск новых технологий военного назначения, решение международных конфликтов преимущественно дипломатическим путем. То есть Дональд Трамп предлагает взять дипломатическую паузу для инновационного развития американского народнохозяйственного комплекса. Его подход лежит в русле американского индустриального мейнстрима: создать условия для вхождения США в шестой технологический уклад, чтобы надолго, если не навсегда, оторваться от любых геополитических конкурентов.
Хиллари Клинтон и Дональд Трамп риторически резко противостоят друг другу, но на самом деле, кто бы из них ни стал президентом США, он будет проводить более взвешенную политику, чем та, что озвучивалась в предвыборных дискуссиях. Клинтон уделит место и время для «мягкой силы» во внешней политике, а во внутренней - не забудет о финансировании инноваций и необходимости экономического роста.
Дональд Трамп, как он и обещает сейчас, приложит усилия для нормализации отношений с Китаем и Россией, но на деле просто попытается «решать вопросы» менее конфликтным путем. И не забудет об удовлетворении финансовых аппетитов спецслужб и ВПК.
Конкуренция на внутриполитическом рынке делает развитие США динамичным и позволяет им сохранять мировое лидерство, факт которого отрицать невозможно.
И если чему и учиться у наших стратегических оппонентов, то в первую очередь именно этому. Продуктивность реальной конкуренции во внутренней политике доказана тысячелетиями человеческой истории, и чем скорее российские элиты придут к пониманию этого, тем быстрее Россия выйдет из затяжного социального кризиса.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.