globallookpress.com
Революционное подполье, работа в тени предшественника, политический Олимп и стремительное падение с него. Таков вкратце политический путь Дилмы Руссефф – теперь уже не президента Бразилии. Впрочем, видное место в современной истории она себе обеспечила.
Дилма Вана Руссефф родилась 14 декабря 1947 года в третьем по величине городе Бразилии – Белу-Оризонти. Даже по имени видны её славянские корни. Её отец – уроженец Болгарии Петар Русев, который за 18 лет до её рождения покинул родину, опасаясь репрессий из-за своих коммунистических взглядов. Он перебрался сначала в Аргентину, а затем в Бразилию, где и встретил свою любовь. Кроме Дилмы, в семье родились ещё мальчик и девочка.
Взгляды отца передались и дочери. Благо, почва для них в Бразилии существовала более чем благодатная – огромный разрыв между богатыми и бедными в ней велик и сегодня, а 50-60 лет назад он был ещё больше. Да и военная диктатура правого толка в Латинской Америке того времени являлась делом частым. Один из переворотов произошёл в Бразилии в 1964 году, после чего Дилма заинтересовалась политикой.
В скором времени девушка примкнула к радикальной фракции Социалистической партии – «Команде национального освобождения», практиковавшую городскую войну (герилью) против властей. Сама Дилма в боях не участвовала, но от тюрьмы это её не уберегло. В 1970 году её арестовали и продержали за решёткой два года, где, в числе прочего, пытали током на протяжении 22 дней. В 1972 году она вышла на свободу. «Попутно» она успела первый раз побывать замужем.
Подпольная работа прервала учебный процесс, но по выходу на свободу она продолжила образование на юге страны, в Порту-Алегри. Там сидел её второй муж Карлос Араужо. Он вскоре вышел, у пары родилась дочь, а в скором времени у них родилась дочь. Семейная жизнь у пары не сложилась, и после развода Дилма всецело отдалась политике – на сей раз предпочтя работу в законном поле.
При всей героической молодости отстранённого от власти президента Бразилии в её биографии хватало и тёмных страниц. Первая из них – обман с научной степенью. В 2009 году выяснилось, что магистерской степени, которую Дилма указывала в официальной биографии, у неё нет – только бакалаврская по экономике. Сама она дала объяснение, что в документе об образовании закралась некая ошибка…
Так или иначе, но на политическую карьеру «неразбериха» в учёных степенях не особо повлияла. Она выступила в роли одной из основательниц Демократической рабочей партии Бразилии, в 1990-е гг. поработала в мэрии Порту-Алегри, в негосударственном экономическом фонде, в министерстве энергетики штата Риу-Гранди-ду-Сул. Она неплохо себя проявила на последнем поприще, снискав репутацию крепкого профессионала.
В конце 1990-х гг. Дилма перешла в более радикальную Партию трудящихся, только со временем сместившуюся в умеренно-левую сторону. Тогда же она познакомились с будущим «патроном» - Луисом Инасио «Лулой» да Силвой. Вскоре после своего прихода к власти Лула приблизил к себе Дилму. В 2003 году она стала министром энергетики и главой нефтегазовой компании Petrobras, а в 2005-м – главой президентской администрации.
Президент Лула немало сделал для страны. При нём сократился уровень бедности, при нём Бразилия стала играть видную роль на мировой арене. Она взяла на себя роль посредника при решении споров между проамериканскими и антиамериканскими режимами в Латинской Америке (скажем, в 2007-2008 гг. ей пришлось удерживать Колумбию и Венесуэлу от войны). Она даже предложила себя как посредника в урегулировании проблемы ядерной программы Ирана.
Бразилия неплохо справилась с мировым кризисом 2008-2009 гг. Она установила тесные связи с Россией и Китаем, вошла в БРИК (позднее – БРИКС), но и не переругалась с США и ЕС. Своего рода успехом стало получение Чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпиады 2016 года. И всюду рядом с Лулой маячила тень Дилмы, которую он объявил своей преемницей.
На выборах октября 2010 года Дилма в первом туре получила 47% голосов, а во втором – 56%. Её успех стал поистине историческим – она стала первой президентом-женщиной в крупнейшей стране Латинской Америки. Она обещала бороться с бедностью, наделить небогатых крестьян землёй, узаконить однополые браки, отменить смертную казнь, узаконить лёгкие наркотики… И народ её поддержал.
Во внешней политике Дилма продолжила линию Лулы. При ней достаточно успешно развивалось сотрудничество с Россией, ещё теснее оно было с Китаем. Впрочем, не всегда и не во всём она нас поддерживала. Скажем, осенью 2015 года она усомнилась в целесообразности посылки российских войск в Сирию. «Я не считаю, что вторжение и бомбардировки страны разрешат ситуацию. Это проблема, которая касается и российского вмешательства», - сказала она.
Но необязательно же во всём соглашаться… В конце концов, Бразилия выразила заинтересованность в покупке нашего оружия. Она не поддержала никакие санкции, введённые против нас. Однако и не рвала на себе блузку, клеймя «американский империализм». Она критиковала США, но от грубых слов воздерживалась. И продолжала укреплять свою страну как региональную державу, продолжала особо тесно сотрудничать с Китаем.
В том, что Дилма всё-таки ругала США, американцы во многом виноваты сами. Выяснилось, что американцы вели прослушку ближайшего окружения Дилмы. В отличие от канцлера Германии Ангелы Меркель, которая подобные «фокусы» предпочла не комментировать, президент Бразилии выразили данным обстоятельством резкое недовольство.
На выборах 2014 года Дилма снова победила, но с куда меньшим результатом – 51,6% во втором туре. Здесь всё-таки сказались последствия мирового кризиса. Плюс ко всему, вскрылись многочисленные злоупотребления в ходе подготовки к Чемпионату мира по футболу. Неделями по улицам городов ходили протестующие. Может быть, бразильцы и простили бы всё, если бы команда стала лучшей, но в полуфинале был разгром от Германии 1:7…
Но растраты в ходе подготовки к мундиалю оказались «цветочками». «Ягодки» же ждали её в истории с Petrobras. Выяснилось, что после прихода к власти Лулы и в годы, когда Дилма руководила компанией, вокруг неё создали коррупционные схемы, когда подряды получали исключительно «свои» фирмы. Имели место и откаты – за контракты предпринимали платили деньги в фонд Партии трудящихся.
Причастность к ним самой Дилмы не доказали, но «лавочкой» руководила она. Некоторых людей из её окружения посадили, а затем обнаружились налоговые аферы с финансированием её предвыборной кампании. На фоне падения доходов и злоупотреблений уже при строительстве олимпийских объектов её рейтинг устремился вниз. Этим воспользовались её политические противники, запустив процедуру отрешения от должности.
В марте 2016 года Дилма как благодарная ученица решила назначить Лулу главой своей администрации, но только навредила себе. Противники тут же уличили её в том, что она спасает предшественника от суда. Как следствие – процедура импичмента завертелась. 17 апреля за отставку Дилмы проголосовала нижняя палата парламента, 12 мая – сенат. Пока её отстранили на 180 дней, потом же сенат примет окончательное решение.
Закончилась ли карьера Дилмы – покажет время. По всей стране идут демонстрации как её противников, так и сторонников. Оппозиция, которой удалось лишить её полномочий, сама пользуется отнюдь не безусловной поддержкой народа. Так что здесь возможны самые разные варианты – тем более что оппозиционеры готовы урезать социальные выплаты, а это миллионам бедняков вряд ли понравится.
Стоят ли за отстранением Дилмы внешние силы? Некоторые политики в России, а также президент Венесуэлы Николас Мадуро утверждают, что в Бразилии американцы отчасти повторили «майдан». Действительно, США Дилма была не очень удобна, но она – не Чавес и не братья Кастро на Кубе. Если уж Барак Обама умудрился наладить диалог с Раулем Кастро – с куда более умеренной Дилмой вести дело и вовсе не особая проблема.
Да и времена, когда правые политики Латинской Америки во всём следовали за США, уже прошли. Бразилия – крупный региональный игрок, и вряд ли она откажется от своих интересов при любой власти – хоть правой, хоть левой. В конце концов, Дилма с Лулой сделали своё дело в том, смысле, что приучили бразильский народ к тому, что их страна что-то значит не только в футболе, но и в мировой политике. И ни один политик, который захочет прийти на смену Дилме Руссефф, должен будет защищать интересы Бразилии.
Дилма – человек не самый здоровый, в 2009 году она уже лечилась от рака. Возможно, она и сама уже не захочет оставаться в большой политике, устав от крутых виражей своей биографии. Но что бы ни случилось в ближайшие месяцы и годы – своё место в истории Бразилии, да и не только её, она уже заняла.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.