Боевая организация ливанских шиитов «Хизбалла» меняет свою стратегию в сирийской войне, не желая участвовать в дипломатических играх России и США. В заявлении «Хизбаллы», опубликованном на ее сайте, говорится, что «Хезбалла" выходит из южного Алеппо и меняет дислокацию.
«Не желая тонуть в сирийской грязи», они не будут принимать участие в боевых действиях, направленных на «улучшение условий Женевских переговоров». В заявлении говорится, что «Хезболла» остается в крупных городах, таких как Дамаск и его окрестности, Хомс, Хама, Дераа и выведет свои войска, которые «пришли в Сирию не для того, чтобы участвовать в американо-российском мирном процессе, но ради того, чтобы вернуть себе земли и остановить марш «экстремистов».
«Хезболла» останется в Сирии, но не будет «бороться в любой области, чтобы отвоевать деревню, потерянную дорогу или улицу для сирийского режима», не желая терять своих бойцов в боях, не имеющих стратегического значения.
На это решение одного из союзников России в сирийской войне по всей видимости повлияло недавнее убийство ее военного лидера Мустафы Бадр ад-Дина, организаторы которого остались неизвестными. Но гораздо большее значение имела некоторая пассивность России по время боев за Хан-Туман, где «Хизбалла» понесла огромные потери.
Исламистские группировки "Джебхат ан-Нусра", "Аджнад аш-Шам", "Джунд аль-Акса" (запрещенные в РФ) и ряд других захватили деревню Хан-Туман в 8 километрах юго-западнее Алеппо. Хан Туман был взят джихадистами под полный контроль вечером 5 мая. Они захватили также так называемый «танковый холм» и село Хирбет Маарет северо-восточнее Хан-Тумана.
Атака была организована по всем канонам военного искусства, как его понимают джихадисты. Вначале смертник из "Джебхат ан-Нусра" подорвал начиненный взрывчаткой автомобиль. Мощнейший взрыв, который был виден даже из Алеппо, уничтожил блокпост правительственных войск на северной окраине Хан-Тумана. Затем последовал массированный ракетно-артиллерийский удар, после чего в атаку пошли штурмовые группы при поддержке танков и БМП.
Это крупнейшее поражением проасадовской коалиции за все время сирийской войны. По данным иранского сайта Jam News, погибли более 80 бойцов проправительственных сил, включая членов иранского корпуса стражей иранской революции, афганской дивизии Фатемиюн и ливанской «Хизбаллы».
Жестко комментирует эти события израильская пресса:
«Помимо убитых, есть пленные иранские и ливанские боевики. Демонстрация фотографий и видеозаписей пленных в интернете обернулись позором для «Хизбаллы» и Тегерана. Очень тонкая линия отделяет успешную военную интервенцию в сирийскую войну, пользующуюся поддержкой на родине — в Ливане и Тегеране — от военно-политического фиаско, сопровождаемого острой критикой в адрес ответственных за провал. Эта красная линия вычерчена кровью погибших в боях, и «Хизбалла» с Ираном к ней все ближе.
…Больше всего Иран и «Хизбалла» сегодня обеспокоены тем, что, пока они проливают кровь на сирийских полях сражений, Владимир Путин пожинает основные политические плоды и становится в Сирии все более влиятельной фигурой, которая определяет будущее страны. И это несмотря на то, что он не прислал сухопутные войска, ограничившись применением самолетов для бомбардировок повстанцев с воздуха.
…Оказалось, что у Москвы свои дела, и она считает войну в Сирии частью большей игры, которую она ведет против США и других стран Запада не только на Ближнем Востоке.
В конце концов, российская интервенция в Сирии изначально проходила по двум направлениям — военному и параллельному дипломатическому. Россия не считает себя обязанной считаться с иранскими проблемами и требованиями».
Наиболее серьезным фактором, который мог повлиять на изменение стратегии Хизбаллы» - это возможная атака Израиля в южном Ливане. Израиль давно ждет повода уничтожить ракетные арсеналы «Хизбаллы» от границы до реки Литани, по которой когда-то проходила граница древнего Израиля. По крайней мере израильская пресса готовит к этому общественное мнение. Действия Израиля на Ближнем Востоке отличает решительность и эффективность. После ряда сообщений в местной прессе о столкновениях российских и израильских боевых самолетов, едва не приведших к катастрофам, Израиль прекратил поставки своих БПЛА в Россию. По данным ряда источников израильские инструкторы обучают джихадистов методам скрытного информационного обмена. Поэтому уничтожение ракет Хизбаллы и возможная оккупация южного Ливана - всего лишь вопрос времени.
Ситуация такова, что из проасадовской коалиции де факто вышли два важнейших игрока - Иран и «Хизбалла». В дальнейших боевых действиях в Сирии они будут защищать только свои интересы, удерживая те населенные пункты и коммуникации, которые они сочтут нужными конкретно им.
Если экстраполировать развитие событий на сирийском ТВД, то скорее всего Асад будет контролировать только алавитское побережье, а «Хизбалла» - прилегающие к границам Ливана районы Сирии.
Иран пока не определился по-настоящему. Он не посылает в Сирию действительно крупные контингенты своей армии, но и не выходит окончательно из войны.
Военная операция российского контингента (по крайней мере по всей территории Сирии) все больше обнаруживает отсутствие серьезного геополитического расчета и смысла. Пентагон вновь отверг предложение (а фактически просьбу) министра обороны РФ Сергея Шойгу о совместных действиях против джихадистов.
"Мы не сотрудничаем и не координируем наши операции с российской стороной", - сказал "Интерфаксу" представитель американского военного ведомства Мишель Балданца.
Так он прокомментировал предложение министра обороны РФ Сергея Шойгу совместно наносить удары с возглавляемой США коалицией по позициям боевиков "Джабхат ан-Нусры" (запрещена в РФ).
Балданца напомнила о заявлении главы Пентагона Эштона Картера о том, что "российская операция поддерживает и помогает режиму Асада, а это все равно, что лить масло в огонь".
Все более ясным становится тот факт, что на ближнем Востоке США просто используют Россию в своих целях, причем не обещают за это никаких «печенек». Политическое руководство РФ это не может не понимать, но выйти из сирийской войны не решается по соображениям престижа, а добиться решительных побед над джихадистами не может по определению - в силу отдаленности ТВД и невозможности разгромить небольшими силами своего спецназа и малой группировки ВКС партизанские формирования, разбросанные по огромной территории.
Чем дольше длится эта оперативно-тактическая неопределенность, тем худшие стратегические последствия могут последовать для России и ее ситуативных союзников.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.