globallookpress.com
В Турции начались масштабные аресты среди военных и судейского корпуса. Арестовано уже несколько тысяч человек по заранее заготовленным спискам. Об этом заявил еврокомиссар по политике по расширению и добрососедства Йоханнес Хан. Отвечая на вопрос, воспользовались ли турецкие власти этими событиями для собственной выгоды, он заявил, что это «было подготовлено».
Кто вошел в списки подлежащих зачистке лиц? Это ни для кого не секрет. Сторонники Фетхуллы Гюлена и кемалисты.
Гюленисты привержены традиционному суфийскому исламу, который был мировоззренческой основой Османской империи на протяжении сотен лет. А большинство турецких военных остается верными заветам основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, видевшего свою страну светской республикой, входящей в политическую систему Запада.
В Османской империи между военными, то есть корпусом янычар, и суфиями был если не союз, то взаимопонимание. Официальным покровителем корпуса янычар был суфийский орден Бекташийа (иначе Бекташи), основанный тюркским святым XIII века шейхом Хаджи Бекташем Вели.
К бекташам благоволил Сулейман I Великолепный. После расформирования корпуса янычар в 1826 году орден лишился привилегированного статуса, а султан Махмудом II его вообще упразднил, но орден функционировал подпольно до 1980-х годов. Интересно, что наставник Адольфа Гитлера по «Обществу Туле» барон фон Забботендорф был дервишем Бекташийи. На сегодняшний день в Турции насчитывается несколько миллионов человек последователей бекташей, они проживают в основном в Каппадокии.
Турецкие султаны хорошо понимали необходимость контроля не только за армией и оппозицией с помощью личной спецслужбы. Султан Селим III для противостояния с профранцузской «пятой колонной» создал тайную контрразведку, о существовании которой не знал даже великий визирь. Именно эту спецслужбу принято считать прообразом так называемого «глубинного государства» (Derin devlet), то есть государства в государстве.
Ататюрк также создавал диверсионно-разведывательные структуры, например, общество Караколь, во время оккупации Стамбула войсками Антанты.
После второй мировой войны американская разведка для противодействия «советской угрозе» реанимировла «глубинное государство» в виде специального департамента (Özel Harp Dairesi - ÖHD), которое часто называют «Турецким Гладио».
Операция «Гладио» - наименование тайной операции НАТО после Второй мировой войны по созданию сети, так называемых «остающихся в тылу противника» ( stay-behind), военизированных организаций, предназначенных осуществлять Сопротивление в случае вторжения стран Варшавского договора в Италию и вести диверсионно-партизанскую войну.
Хотя термин Gladio относится к организациям, созданным в Италии, это название неофициально используется зачастую для всех созданных в её рамках организаций в Западной Европе. Короткий римский меч (gladius) был символом итальянской организации.
Бывший директор ЦРУ Уильям Колби назвал операцию «важнейшей программой». Существование операции «Гладио» официально признано правительствами вовлечённых в операцию западных стран. При этом американское правительство отрицает обвинения против организаций «оставленных позади» в терроризме.
Террористическая организация «Серые волки» была одним из подразделений турецкого «Гладио» и сыграла ключевую роль в военном перевороте 1980-го года.
«Глубинному государству» приписывают создание тайной сетевой структуры под названием «Эргенекон», которая была обвинена в организации протестных акций в 2013-м году.
Эргенекон (Ergenekon) — тайная националистическая организация в Турции, членами которой являются некоторые высокопоставленные руководители внутри вооружённых сил и органов безопасности Турции, обвиняемая в попытке госпереворота.
Предполагаемый лидер организации — отставной генерал Вели Кючюк.
Власти считают «Эргенекон» террористической организацией. По мнению республиканской прокуратуры Турции, основная цель Эргенекона подготовка почвы для военного переворота путём создания в стране атмосферы хаоса и анархии. Названа в честь мифического места в горах Алтая, которое, согласно тюркским легендам, считается родиной всех тюрков. Всего по делу «Эргенекона» было арестовано около ста человек, обвинённых в подготовке государственного переворота.
Процесс над «Эргенеконом» назвали «расправой над янычарами». Большинство обвиняемых было освобождено летом 2014-го года после того как Конституционный суд Турции решил, что в ходе процесса были нарушены права обвиняемых. Один из главных фигурантов этого дела, лидер Рабочей партии Турции Мехмет Перинчек сказал после освобождения, что «дело «Эргенекона» — это тщательно спланированная США операция против турецких патриотов, тех патриотов Турции, которые настроены антиамерикански».
Незадолго до неудавшегося военного переворота американское издание Foreign Policy опубликовало интервью с Перинчеком и еще одним обвиняемым по делу «Эргеникона», бывшим главой военной разведки турецкой армии, генерал-лейтенантом Хакки Пекином, в котором они рассказали, что «на протяжении прошлого года встречались с членами правительств России, Китая, Ирана и Сирии, а послания, полученные во время этих визитов, передавали высокопоставленным турецким офицерам и сотрудникам МИД Турции».
Перинчек и Пекин также утверждали, что внесли свой вклад в недавнее сближение Турции с Россией.
«Группа бизнесменов, близких к Эрдогану, обратилась к нам, дабы улучшить связи с Россией», - сказал Пекин, посетивший Россию в декабре этого года, где он познакомился с философом Александром Дугиным, и тот пояснил, что российская сторона ждет какого-то жеста, который был бы равносилен извинениям. Со слов Перинчека сразу после этой встречи был арестован Альпарслан Челик, турецкий гражданин, обвиняемый Россией в убийстве летчика со сбитого самолета.
«В окружении Эрдогана много людей, которые понимают, что невозможно долго враждовать с Сирией и Россией, - сказал Перинчек. - Собственно, именно поэтому был сформирован новый кабинет».
Foreign Policy характеризует Перинчека и Пекина как представителей турецкого«глубинного государства» (deep-state), у которого есть свой «тайный ход» не только к России, но и к Асаду.
Еще более интересно, что Александр Дугин в качестве эксперта аналитического центра «Катехон» нанес ответный визит к своим турецким друзьям, причем буквально за пару дней до военного путча. Его пресс-конференция транслировалась 14 июля одним из центральных турецких телеканалов. Дугин рассказал об усилиях, предпринимаемых для восстановления российско-турецких отношений. По его словам «в настоящее время, турецкие лидеры изменили свою стратегию в отношении Ближнего Востока и России. Будущее сближение между Анкарой и Москвой по сирийскому вопросу… разрушает планы Вашингтона по реконфигурации региона и превращение его в зону хаоса и нестабильности, как Ливия и Ирак».
Публикация в Foreign Policy и визит Дугина в Турцию опровергают версию «русского следа» в неудавшемся перевороте, которую в ускоренном порядке вбросили аналитики СТРАТФОРа, и, напротив, делают наиболее правдоподобной версию об американском следе.
Именно сближение российских и турецких руководителей могло заставить проамерикански настроенных военных пойти на плохо подготовленный военный переворот. Вопреки распространенному мнению, что путч потерпел поражение из-за того, что Эрдоган разослал смс-ки своим сторонникам с призывом выйти на улицы, на самом деле энтузиазм мятежников изрядно поубавился после ночного выступления Барака Обамы, который осудил путчистов. Причем Обама явно долго выжидал и вышел в эфир только, когда стало ясно, что Эрдогану удалось скрыться от отряда спецназа, посланного для его захвата и убийства.
Репрессивные списки Эрдогана четко указывают на тех, кого они считает своими врагами - это гюленисты среди судейских и проамерикански настроенные военные. «Глубинное государство» раскололось на проамериканскую и антиамериканскую части. Гюленисты и «турецкое Гладио» стали движущей силой турецкого «недопереворота». Бывшие организаторы «Эргеникона» и лидеры левых встали на сторону Эрдогана и помогли тому подавить мятеж.
Теперь Эрдоган будет стремиться к максимальной зачистке турецких элит как от суфийских дервишей, так и от кемалистов. Думаю, что он постарается уничтожить остатки «глубинного государства», даже дружественные ему.
Такова логика управления фундаменталистским государством, в которую сейчас стремительно превращается Турция. Светская республика Ататюрка изжила себя, точно так же, как и суфийская империя Османов.
Эрдоган будет строить новую исламистскую империю, и тот факт, что его ситуативным союзником сегодня стала Российская Федерация, вовсе не гарантирует Турции и России стратегического партнерства даже в среднесрочной перспективе.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.