globallookpress.com
Евросоюз находится в критическом положении, о чём прямо заявила канцлер Германии Ангела Меркель. «Пациент» пока скорее жив – до развала ЕС очень далеко. Но менять его придётся, иначе ничего хорошего его в итоге не ждёт.
«Мы в критической ситуации. Нужно действиями показать, что мы можем стать лучше в вопросах безопасности, борьбы с терроризмом, сотрудничества в сфере обороны, экономического роста и рынка труда», — сказала Меркель перед началом встречи глав государств и правительств Евросоюза в Братиславе.
По её словам, европейским руководителям придётся не только в этом раз в Словакии, но и в других местах и на других площадках искать какое-то решение вопросов миграции, экономики, отношений с Россией и много чего ещё. «Всё это будет прорабатываться до конца года и до 60-летия Римского договора в марте 2017 года (тогда будет отмечаться 60-летие создания Единой Европы – ред.), и мы хотим добиться конкретного прогресса», — заявила Меркель.
Дата на носу и впрямь знаменательная. 25 марта 1957 в Риме состоялось подписание договора, легшего в основу Европейского экономического сообщества (ЕЭС), ставшего предшественником Евросоюза. Естественно, политикам хотелось бы подойти к ней с какими-то значимыми достижениями. Но вот с этим пока очень большие проблемы, о чём Меркель и сказала, не особо выбирая выражения.
Итак, что же это за «критическое состояние»? Начнём с того, что до недавних пор Евросоюз только расширялся, но после референдума в Великобритании 23 июня количество стран в рядах сократилось. Если бы дела в ЕС обстояли блестяще – вряд ли бы даже англичанам, всегда стоявших в нём несколько особняком и в стороне, захотелось бы уйти. Значит, пациент действительно серьёзно болен, и членство в нём желанно отнюдь не для всех.
Как же «больной» дошёл до жизни такой? Представляется, что первый ответ – Евросоюз слишком расширился, в его состав входит слишком много стран. И страны эти очень сильно друг от друга отличаются. В одних из них – жарко, оттого трудовая дисциплина немного хромает. В других – холодно, и здесь, напротив, работают лучше. В каких-то из них был социализм, какие-то никогда не знали, что это такое.
Как совместить интересы Румынии и Голландии? Болгарии и Швеции? Понятно, что в каждой из пар есть очевидный бедняк, и очевидный богач. И тому, кто зажиточнее, придётся порой в прямом смысле кормить бедного «захребетника». В паре Германия – Испания или Австрия – Венгрия, или Финляндия – Эстония разрыв не столь драматический, но он есть. Одни хотят больше получать, чтобы приблизиться к более богатым. А богатые не хотят больше платить. ЕС же примирить одних с другими пока не может.
Посмотрим теперь на такую вещь, как отношения с Россией. У Польши они на протяжении многих веков, мягко говоря, прохладные. А вот Грецию и Кипр без преувеличения можно считать пророссийскими. Швеция нас не любит, но не в такой степени, как Польша. А Италия и Испания, напротив, относятся к нам достаточно тепло. В итоге временно возобладала «серединная линия» Германии, Франции и иже с ними вроде Финляндии и Словении. То есть, санкции продлевать, но не ужесточать и не отменять.
Отойдём ненадолго от России и посмотрим просто на внешнеполитические интересы отдельных государств. Той же Польше есть очень большое дело, что творится на Украине. А Португалии это зачем? Для неё куда важнее выстраивать отношения Евросоюза со странами Латинской Америки и Африки, где у португальцев когда-то были колонии. Вот и приходится чиновникам в Брюсселе учитывать 28 различных интересов и как-то сводить их между собой.
До недавнего времени могло показаться, что бывшие соцстраны представляют собой единое целое. Но жизнь показала, что это не так. У Польши и стран Прибалтики отношения с Россией не складываются, а вот у Чехии, Венгрии, Словакии и Словении они выстроены, и неплохо. Уровень жизни в этих государствах – тоже неодинаков. Чехия и Словения – развитые страны, Болгария и Румыния – нищие по европейским меркам. Да и среди остальных есть определённый разброс.
Степень готовности к передаче полномочий от национальных государств к Брюсселю – тоже разная. Германия, Франция и Голландия, будучи локомотивами европейской интеграции, готовы на это пойти. А вот уже Дания и Швеция, находящиеся несколько в стороне, идут на подобное с меньшей охотой. Италия и Испания, как более бедные, требуют особого к себе отношения. Для Великобритании это с самого начала оказалось неприемлемо, и дело дошло до пресловутого референдума.
Кому в Европе играть первую роль? Понятно, что все основания на это имеет Германия. Однако ещё до недавнего времени на этом месте находилась Франция. У Польши и Чехии с немецким доминированием в Европе связаны плохие исторические воспоминания, и они поглядывают на возвышение Германии с опаской. У Греции на сей счёт свои соображения. Ирландия, расположенная на относительно далёком острове, тоже не особо горит желанием подчиняться указаниям из Берлина…
Линии разлома можно продолжать. Возьмём однополые браки. В Голландии или Швеции к этому относятся терпимо, а в Польше или Хорватии народ в упор не хочет проводить никаких гей-парадов и видеть в загсах лесбиянок. В Голландии и Бельгии премьер-министры могут быть открытыми гомосексуалистами, а в Венгрии в основном законе записано, что «брак – союз мужчины и женщины». И как Евросоюзу свести эти точки зрения к общему знаменателю? Пока не выходит.
Миграционный кризис, с которым Евросоюз откровенно не может справиться, просто обнажил существующие противоречия. Если бы Евросоюз представлял собой прочное образование, где бы удалось более-менее разобраться с существующим набором проблем – таких трудностей не возникло бы. Два миллиона человек на более чем 500 миллионов – это неприятно, но не катастрофично. Но это для здорового политического организма – как слону дробина. Для «пациента под капельницей» дело обстоит иначе.
Для небогатой Греции, для бедной Венгрии или Хорватии толпы мигрантов – это то, с чем они справиться просто не в состоянии. У них нет ни сил, ни средств. А как двухмиллионной Словении справляться с 200-тысячной толпой? А Австрии с населением в 8,5 миллионов принять 450 тысяч? Вот и начали страны перекладывать ответственность друг на друга, ЕС ничего внятного не предложил. А от Меркель за слова «Мы справимся!» отворачивается собственный избиратель.
Можно предвидеть, что при оценке слов в России образуется две крайности. Одна из них – ура-патриотическая, её представители радостно начнут потирать руки и говорить «Так ей и надо, этой Гейропе! Она скоро концы отдаст!». Другая, радикально-прозападная. Её представители скажут, что в Европе всё хорошо, и нам бы её проблемы, когда у нас всё плохо. Некоторые дойдут до того, что объявят миграционный кризис «кремлёвской пропагандой».
По части «концы отдаст» можно сказать, что не отдаст. Европа – слишком маленькая, чтобы её государства полностью разбежались по национальным квартирам. Шенгенская зона – это то, что удобно жителям континента от Португалии до Финляндии, и полностью от неё не откажутся. Менять лиры на гульдены, песеты на шиллинги – штука тоже неудобная. Так что и евро как платёжное средство тоже в каком-то виде сохранится. А раз так – то и Евросоюз в каком-то виде сохранится.
Насчёт же «кремлёвской пропаганды» - можно прислушаться к автору слов о «критическом состоянии». Это не Дмитрий Песков сказал, и не Мария Захарова, и не Сергей Кургинян с Николаем Стариковым… Это сказала Меркель, которую многие считают негласным лидером Европы. Соответственно, она одной из последних просто в силу должности признала бы наличие тяжелого положения. А так – ей следует довериться.
Евросоюз сам сделал кучу ошибок. Он пытался ломать через колено всех. Примирить Польшу и Грецию по российскому вопросу, Швецию и Португалию – по экономическому, Германию и Венгрию – по теме беженцев Евросоюзу не удаётся. В результате европейские чиновники годами забалтывали проблемы, принимали позу страуса, откладывали спорные вопросы в долгий ящик. И пациент почти дошёл «до ручки».
И раз уж доктор Меркель поставила такой диагноз – Евросоюзу пора прописывать реанимацию с положением под капельницу. А германскому канцлеру вместе с коллегами искать живительное лекарство. То, что наличие проблемы признано – уже часть дела. Осталось найти решение, а вот с этим пока существуют огромные трудности. ЕС не развалится, но существовать в нынешнем виде он явно не может.
Добавляйте CСб в свои источники дзен
Картина дня
Трамп похоже решил окончательно испортить отношения с Москвой и дал отмашку резкому усилению санкций
Членам захваченного экипажа российского танкера «Маринера» предъявят уголовные обвинения в США
МИД назвал высадку американских военных на «Маринеру» «грубейшим нарушением международного морского права»
Власти Венесуэлы сообщили о 100 погибших в результате операции США по захвату Мадуро
Оборонный бюджет США за ближайшие два года вырастет почти вдвое - до безумных $1,5 трлн
Фигуристка Елена Костылева вернулась к Евгению Плющенко
Екатерина Шаврина представила своего молодого избранника
Наши публикации
Свадьбы и разводы - 2025: кто женился, а кто не сумел сохранить брак?
Помпезность пафоса трагедии
Алентова, Краско, Оззи Осборн... Кого не стало в 2025 году
ЦРУ не подтвердило атаки ВСУ на резиденцию Путина, Трамп снова разочарован и репостит критику президента РФ
Долина намерена взыскать с Лурье около миллиона за ЖКХ в квартире, которую освободить отказывалась
На фоне усиливающейся блокировки иностранных мессенджеров появляются новые виды заработка
Путин: Мы готовы подумать над тем, чтобы воздержаться от ударов вглубь Украины во время выборов
Слухи, скандалы, сплетни
Фигуристка Елена Костылева вернулась к Евгению Плющенко
Муж Бриджит Бардо раскрыл причины ее смерти и рассказал о последних минутах
Валерия Гай Германика предложила способ помочь Микки Рурку, которому грозит выселение из дома
Екатерина Шаврина представила своего молодого избранника
Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова
Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"
Наука
Первый запуск ракеты-носителя «Союз-5» перенесли
Первая коммерческая ракета Южной Кореи разбилась при запуске
"Роскосмос" сдержанно сообщил о довольно серьезном повреждении элементов стартового стола на Байконуре
Илон Маск намерен выпускать по миллиону человекоподобных роботов Optimus в год
Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов
Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве
В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"
Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним
Туризм
Россияне смогут въехать в Иорданию без визы с 13 декабря
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян
В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится
Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа
Спорт
Бразильский игрок мини-футбольной команды «Норникель» Алекс Фелипе умер в аэропорту Ухты
Олег Дерипаска избран на пост президента Федерации хоккея с мячом России
Олег Малышев покинул пост гендиректора "Спартака"
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»
Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать
Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана
Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак
Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!
Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!
Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира


Для иностранцев в России введут ответственность за уклонение от медосвидетельствования
Трамп хочет превратить Венесуэлу, из которой выкрал президента, в колонию США?
Беспилотник атаковал нефтяной танкер у берегов Турции в Черном море
Бразильский игрок мини-футбольной команды «Норникель» Алекс Фелипе умер в аэропорту Ухты