Дональд Трамп, свежевыбранный президент США, поставил политологов в тупик – он не известен в политической среде, его избрание сразу опустило вниз биржевые индексы. Уолл стрит непредсказуемости не любит.
Тем не менее, несколько программных высказываний во время предвыборной кампании Трамп себе позволил, и именно они стали отправным пунктом для анализа политологов. Французы уже написали, что для Франсуа Олланда наступает «Эпоха неопределенности» - пока никто не знает, как вести себя с новым президентом. Похоже, правда, сам Трамп тоже пока не знает, как себя вести – у него просто нет соответствующего опыта политического поведения. Одно дело – выиграть выборы, другое – управлять страной, пишет Le Monde.
Трамп сделал главным обещанием своей кампании «Вернем Америке былое величие!». Этот лозунг обеспечил ему определенный контингент избирателей – прежде всего, белых мужчин из сельской местности без особого образования. Среди избирателей Трампа катастрофически мало интеллигенции и женщин – и это уже составляет проблему, поскольку Америка меняется стремительно, она страна эмигрантов по определению. На повестку дня вслед за проблемами здравоохранения, занятости, судебной системы выходят новые вызовы – понятие толерантности и его границы, глобализм, гомосексуальность, сложные дискуссии о наркотиках и зависимостях.
О деталях трамповской стратегии известно очень мало – его не знают ни политологи, ни аналитики, ни политический истеблишмент США и Европы, и, скорее всего, полагает Сильви Кауффман, французский специалист-американист, программы как таковой и нет. Советники Трампа мало кому известны, и вряд ли он мог пользоваться услугами известных политологов.
Пока Трамп сделал только несколько эпатажных, но трудно воплотимых в жизнь заявлений: кроме обещания величия, он поддержал Брексит в Британии, раскритиковал Евросоюз в принципе, заявил, что НАТО должно подчиняться США, и что американская армия должна оставаться сильнейшей в мире. В пику Бараку Обаме, постоянно озабоченному миром на Ближнем Востоке, Трамп пообещал повысить «мощь американского оружия и американского духа в мире», одновременно пообещав «вывести войска отовсюду», и заявив, что президент России Владимир Путин «замечательный лидер» и «они подружатся», будут вместе сражаться с террористами. Как новый президент США будет проводить в жизнь все эти совершенно взаимоисключающие лозунги, при том, что экономика США, только оправившаяся от кризиса и начавшая расти, при виде Трампа резко замерла, не знает пока никто. А на вопрос, будет ли заключен «новый Ялтинский договор» с Путиным, Трамп в первой уже президентской речи ответить не смог.
Кроме России, Трамп активно упоминал в предвыборных речах Китай, и это еще одна проблема, которую видят европейские политологи. Президент США хочет отказать от подписанных в Париже соглашений по климату и поставить таможенные барьеры на пути китайской продукции, прекратить свободную торговлю с Мексикой и Канадой. Столь наивные экономические решения грозят настоящим «экономикотрясением» во всем мире – падение крупных экономик может повлечь катастрофу для мелких. Доллар уже падает.
Уходящий госсекретарь Джон Керри добавил в Лондоне по поводу международной политики будущего президента: «Когда на встрече с крупными и опытными иностранными политиками вы вдруг лепите «Э… А мы передумали…», Вы не представляете, что происходит в их мозгах, но на лицах этого не видно». Тем самым он хотел предупредить о существовании сложной системы сдержек и договоренностей в мире, нарушение которой некомпетентным новичком может привести к непредсказуемым последствиям.
Политолог Джордж Паркер, занимающийся цивилизационными сдвигами, считает, что мы стали очевидцами одного из них – для людей во всем мире жизнь в потоках противоречивой информации становится все сложнее, и они ищут кого-то, кто сказал бы «Все будет ОК». Таких людей на самом деле нет, но люди надеются, что можно найти простые объяснения – налицо кризис демократии во всем мире. Паркер в своих статьях опасается, что победа Трампа может окрылить всевозможные популистские движения на планете, и привести к серьезным последствиям в виде экономических и социальных кризисов.
Сильви Кауфманн, тем не менее, оптимист: она полагает, что может стать хуже, но не катастрофично: современная система демократии все-таки обладает достаточной прочностью. «Когда Рональд Рейган избирался на пост президента, что он только не нес! А теперь мы вспоминаем его с теплой улыбкой», - успокаивает политолог читателей своего блога.
Читате также: «Трамп-тарарам!»
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.