globallookpress.com
Президент Турции Реджеп Эрдоган 29 ноября заявил, что турецкая армия пришла в Сирию, чтобы свергнуть президента Башара Асада. Это заявление было четко аргументированным и недвусмысленным.
«По моим оценкам, в Сирии погибло около одного миллиона человек. И люди продолжают умирать, нет никаких исключений для женщин и детей. Где ООН? Что она делает? Она в Ираке? Нет. Мы долго терпели, но в итоге были вынуждены войти в Сирию вместе со «Свободной сирийской армией». Мы здесь для того, чтобы восстановить справедливость. Мы пришли в Сирию, чтобы положить конец правлению жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор», - сказал Эрдоган.
Всего несколько лет назад Реджеп Эрдоган и Башар Асад казались неразлучными друзьями, они проводили вместе отпуск, «пили щербет на веранде шикарного отеля «Риксос» и клялись друг другу в вечной дружбе».
Это был период действия доктрины турецкого премьера Давутоглу «ноль проблем с соседями». Ее смысл был в экономической экспансии «по всем азимутам», которая, однако, не получилась в силу того, что в регионе присутствовали не менее амбициозные игроки, которые как минимум не уступают наследникам Блистательной Порты по своим экономическим и военным возможностям.
Однако, расширение границ Турции за счет Северного Ирака и Северной Сирии – де-факто или де-юре - остается в повестке дня турецкого руководства, прежде всего потому, что навсегда закрывает курдский вопрос.
В нынешних же границах Турция нестабильна и, возможно, даже нежизнеспособна. В силу этого Эрдоган меняет свою риторику, но не меняет стратегии.
Со стороны это выглядит порой странно. «Эрдоган бросается из крайности в крайность, - пишет журнал The Economist, - то он стелется перед Асадом, то становится одним из его главных гонителей».
Но объясняется просто: Эрдоган чередует политику кнута и пряника, и не только по отношению к руководству Сирии, с единственной целью добиваться не мытьем, так катаньем своей стратегической цели - возрождения империи Османов.
Характерно, что незадолго до жесткого заявления Эрдогана у него был телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Факт разговора еще не доказывает достижения договоренности о чем либо. Скорее всего, разговор двух президентов касался ситуации в сирийской провинции Алеппо.
Наступление турецких войск и союзной ей сирийской свободной армии на город Эль-Баб провалилось. В результате авиаудара сирийской авиации по окрестностям этого города погибли трое и ранены десять турецких военнослужащих. Командование сирийской авиации заявило, что неоднократно предупреждало турок о намерении атаковать в этом районе боевиков.
После первого авианалета турецкие войска подверглись новым, причем турецкие военные не смогли определить принадлежность этих самолетов.
Собственно говоря, выбор тут не большой - либо сирийские, либо российские. Во время телефонного разговора с Владимиром Путиным Реджет Эрдоган мог задать вопрос и на эту тему.
Как бы то ни было, турки в долгу не остались. Турецкая артиллерия поддержала отряды джихадистов на севере Латакии, открыв огонь по сирийским правительственным подразделениям, остановив их наступление в приграничных с Турцией районах.
В связи с угрозой прямого военного конфликта между Турцией и Сирией Реджеп Тайип Эрдоган встретился с главой Генштаба Хулуси Акаром и руководителем турецкой разведки MIT Хаканом Фиданом. Темой их разговора могла быть ставшая совершенно очевидной необходимость радикального изменения оперативных планов в ходе наступления «Щит Евфрата». Турки продвинулись по территории Сирии настолько, что вступили в прямой контакт с войсками Башара Асада, который не намерен служить проводником турецких стратегических концептов.
Наступление турецкой армии и их союзников из Сирийской свободной армии (ССА) на Эль-Баб было остановлено на подступах к городу. Джихадисты применили свою испытанную тактику атак на шахид-мобилях, противоядия от которых пока никем не найдено.
Три дня назад сирийская армия выбила отряды ССА из деревни Азрак вблизи Эль-Баба. В этой операции участвовали подразделения Республиканской гвардии и недавно образованного «Сирийского национального сопротивления» (SNR), в которое входит бригада курдов, поддерживающих сирийское правительство.
Эрдогана также совершенно не устраивают успехи сирийской армии и союзных ей иностранных наемников, которые при поддержке российской и сирийской авиации освободили север города Алеппо и намерены полностью зачистить город от джихадистов. Дело в том, что на юге Алеппо компактно проживают туркоманы, этническая группа, близкая туркам. В планах Эрдогана было и остается захватить весь Алеппо и контролировать его при поддержке этого этнического меньшинства.
Если же Алеппо перейдет под контроль правительства Сирии, то позиции Асада существенно укрепятся, особенно если учесть, что недавно избранный президент США Дональд Трамп заявил, что намерен бороться против джихадистов, а не против Асада.
Таким образом, Эрдоган почувствовал, что теряет почву под ногами, и допустил оговорку по Фрейду. То есть спрятанное в глубинах его империалистического подсознания стремление к экспансии, которое не допускает существования независимой и неразделенной Сирии, вырвалось ненадолго на свободу.
Вскоре после своего резонансного заявления Эрдоган еще раз переговорил по телефону с Владимиром Путиным, после чего усмирил свое подсознание и заявил, что его не так поняли и что «Турция не стремится поменять власть в Сирии, а собирается бороться с терроризмом».
Главный итог всех этих заявлений и переговоров, гласных и подковерных: ни у одного из присутствующих в регионе игроков нет ни постоянных врагов, ни постоянных союзников. Поскольку задействованных в конфликте стран очень много, то он продлится долгие годы, до полного истощения слабейших или перемены стратегических векторов у сильнейших, которые и пожнут плоды кровавой усобицы на Ближнем Востоке.
Единственными на сегодняшний день государствами, с которыми никто не желает ссориться по поводу войны на Ближнем Востоке, являются США и Израиль. Возможно, что они и станут единственными бенефициарами этого конфликта.
Что касается Реджепа Эрдогана, то чем дольше он будет держать в темницах подсознания свои экспансионистские грёзы, тем больших фактических успехов сможет добиться.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.