globallookpress.com
В Австрии крайне правый кандидат в президенты проиграл, но его поражение сродни победе. В Италии народ не одобрил реформу проевропейского премьера Ренци, который подал в отставку. Народы двух стран показали ЕС «жёлтую карточку», вынесли его политике громкое предупреждение.
4 декабря в Европе выдалось жаркое политическое воскресенье. В Австрии проходил второй тур президентских выборов, где евроскептик и противник приёма мигрантов Норберт Хофер соперничал с «еврооптимистом» Александром ван дер Белленом. В Италии проходил референдум о реформе сената и централизации власти, затеянный с подачи настроенного более чем лояльно к ЕС премьера Маттео Ренци. От итогов голосования, по мнению некоторых, зависело будущее Евросоюза.
Начнём с Австрии. В ней проходил третий тур выборов. Второй тур прошёл в мае, и закончился грандиозным скандалом. Кандидат от крайне правой Партии свободы Норберт Хофер тогда набрал свыше половины голосов на участках, но благодаря досрочному голосованию верх взял его противник – бывший руководитель «зелёных» Александр ван дер Беллен, поддерживаемый всей политической элитой Евросоюза.
Летом Верховный суд отменил итоги голосования ввиду ненадёжности клея, который использовали для конвертов с бюллетенями при досрочном голосовании. Само голосование переносили, пока, наконец, не договорились, что оно пройдёт 4 декабря. Оно и состоялось – на выборы пришло примерно две трети австрийских избирателей. И на сей раз один из кандидатов признал своё поражение.
В роли проигравшего оказался… Хофер. Хотя по сравнению с весной он умерил риторику, перестал откровенно ратовать за выход из Евросоюза, многих избирателей он отпугнул резкой антииммигрантской риторикой. Его призывы к отмене санкций в отношении России вряд ли здесь имели решающее значение – роль российского фактора в австрийских выборах крайне невелика. Мигранты – иное дело, за прошлый год их в 8,5 миллионную страну прибыло 450 тысяч.
Очевидно, многие избиратели руководствовались принципом «фашизм не пройдёт». Конечно, никакой Хофер – не фашист, но его слова явно не вязались с принятой в Европе политкорректностью. В итоге именно голосами выходцев из других стран (а среди избирателей выходцы из других стран составляют порядка 7%) победу одержал ван дер Беллен, набравший 52% голосов. Хофер немного опередил соперника среди коренных австрийцев, но в сумме вышло 48%, и для победы их не хватило.
Ван дер Беллен для европейской элиты – тоже не совсем «системный» человек. Тех же «зелёных» можно считать «полусистемной» партией. Она не ратует за выход из Евросоюза, но критикует многие его основы и считает необходимым существенно его реформировать. Но в условиях ограниченного выбора и большинство австрийских политиков, и деятели других стран сделали ставку на него. Она в итоге и сыграла.
Что ж, европейских чиновников пронесло. Однако ещё никогда и нигде крайне правый кандидат не набирал такой огромный процент голосов. Очевидно, что огромное число австрийцев не устраивает миграционная политика, приведшая к нынешнему кризису с беженцами. Не устраивает их и многое другое из того, что делает ЕС. Так что звонок для Евросоюза прозвенел звонче некуда, не обратить на него внимание не получится.
В Италии 4 декабря проходил референдум по конституционной реформе, предложенной премьером и лидером левоцентристской Демократической партии Маттео Ренци. Её суть сводится к увеличению полномочий центра в ущерб полномочиям регионов. Кроме того, предполагается сократить сенат с 315 до 100 человек, сделать его не выбираемой народом палату, где заседают представители регионов, лишить его части полномочий.
Казалось бы, сугубо внутреннее дело, да не так всё просто. Италия – страна исторически раздробленная, где север и юг друг на друга не похожи. Жители более богатого севера могут быть недовольны, что увеличение полномочий центра приведёт к уменьшению количества денег, остающихся на местах. Соответственно, Милану и Турину (как опасаются некоторые) придётся ещё больше отдавать в пользу Неаполя, Сицилии и Сардинии.
И здесь Ренци повёл рискованную игру. Он пообещал, что в случае провала инициативы уйдёт в отставку. Надо сказать, что положение у него непростое. Государственный долг Италии – порядка 2,2 трлн евро, или 133% ВВП, что является одним из самых высоких показателей в мире. Безработица в целом по стране составляет около 12%, но на юге доходит до 30%. Помимо прочего, через Италию проходят толпы мигрантов, усложняющих криминогенную обстановку, и только её одну.
Против Ренци выступили почти все политические силы страны. Так, крайне правая «Лига севера» настаивает на автономии богатых северных областей и резкого ограничения числа мигрантов. Евроскептики из движения «Пять звёзд» (как и Лига) не прочь вывести Италию из зоны евро, а то и вообще из ЕС. Наконец, правоцентристский «Дом свобод» во главе с Сильвио Берлускони тоже не в восторге от инициативы действующего главы кабинета.
Раз уж Ренци поставил на карту свой пост – существовала вероятность, что дело закончится его отставкой и досрочными выборами. И здесь «Пять звёзд» и «Лига севера» вполне могли бы набрать много голосов, создать правительство (или войти в него), провести референдум как минимум о выходе из еврозоны. А если учесть, что речь идёт о третьей по величине экономике еврозоны – удар ощутила бы на себе вся Европа.
Конечно, такое предположение кажется преувеличением. Совершенно не факт, что итальянцы дружно проголосуют за разрыв с еврозоной. Возвращение к лире влетит им в «копеечку». И тем более ничто не говорит о том, что Италия вот-вот покинет ЕС вслед за Великобританией. Однако и здесь процент недовольных политикой Евросоюза, где Ренци играет не последнюю (мягко говоря) роль, оказался велик – почти 60%. После такого поражения премьер решил уйти в отставку.
События в Австрии и Италии показывают, что руководству Евросоюза необходимо вносить в собственный курс поправки. Откровенные противники европейской интеграции, жёсткие критики миграционной политики набирают всё больше голосов на выборах, или же избиратели прислушиваются к их мнению при голосовании на референдумах. Вспомним, что избиратели Голландии в апреле отвергли договор об ассоциации ЕС и Украиной с подачи крайне правой Партии свободы.
Похоже, что европейские чиновники в значительной степени оторвались от забот простых граждан. Они играют в сближение с Украиной (играют, ибо никакое членство в ЕС ей не светит), хотя народ побаивается даже намёка на европейские перспективы украинцев. Они не принимают кардинальных мер по высылке незаконных мигрантов (или законных, но совершивших преступления), в то время как многие простые европейцы настаивают на более жёстких мерах в данном вопросе.
С экономикой – отдельный разговор. Евросоюзу так и не удалось в полной мере справиться с кризисом в Греции. Весьма неблагополучно обстоят дела в той же Италии. К числу стран-доноров принадлежат Германия, Франция, Голландия, Швеция, Австрия, Дания, Финляндия, с очень большой натяжкой – та же Италия. Все остальные – захребетники, сидящие у них на шее (в разной степени, но всё равно – захребетники). И избирателям богатых стран такое не нравится.
Австрия и Италия – явно не последние страны, где народ проявляет недовольство нынешним положением вещей. В 2017 году выборы грядут во Франции и Германии, где лидер Национального фронта Марин Ле Пен и евроскептики из «Альтернативы для Германии» способны показать рекордные результаты. В странах поменьше евроскептики и крайне правые тоже растут. На юге Европы набирают обороты также крайне левые («Подемос» в Испании, СИРИЗА в Греции и т.д.).
Пока Евросоюз пронесло. В Австрии не победил крайне правый президент. В Италии итоги голосования для Ренци неприятные, но приход к власти евроскептиков они всё же не гарантируют. Пока не гарантирует. Тенденция для Брюсселя скверная… Пока ему показана «жёлтая карточка», но она рано или поздно может превратиться в красную.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.