Вслед за недавними заявлениями о продаже пакета акций в 19.5 процентов ведущей российской энергетической компании «Роснефть» еще одна крупнейшая нефтяная страна – Саудовская Аравия – готовится к приватизации своей ведущей компании на рынке «черного золота».
Согласно информации газеты этой страны Al Eqtisadiah, ссылающейся на высокопоставленный правительственный источник, «в течение ближайших 10 лет Эр-Рияд намерено продать 49 процентов акций Aramco».
Согласно информации данной газеты, операцией в отношении активов одной из крупнейших энергетических компаний мира будет непосредственно заниматься руководство общественного Фонда инвестиций королевства. Более никаких подробностей относительно этой операции не сообщалось.
Известно лишь, что Саудовская Аравия, чья экономика сильно зависит от продажи «черного золота» на внешних рынках, действительно готовится к реализации объявленного в апреле текущего года наследником наследного принца страны Мухаммеда Бен Салмана антикризисного плана, рассчитанного до 2030 года, в рамках которого руководство Королевства действительно решило выставить часть акций Aramco на биржу «одной из восточноазиатских стран».
На подобные меры оно решилось, исходя из стремления избавиться «от чрезмерной зависимости от нефти», от продажи которой казна Королевства получает 70 процентов своих доходов, и намерения «создать мега-суверенный фонд в 2 трлн долларов», увеличив, таким образом, почти в четыре раза имеющиеся золотовалютные резервы.
Между тем, пока официально власти страны (генеральный директор Aramco Амин Нассер) подтверждают лишь намерение продать в 2017 году (по другим данным – в 2018 г.) пять процентов акций компании.
По его же словам, еще в 2014 г. руководство трейдерской компании из КНР Alibaba предлагало Эр-Рияду за выход на китайскую биржу 25 млрд долларов (возможно, что речь как раз и шла о пятипроцентной доле акций, хотя реально Эр-Рияд оценивал её гораздо дороже).
Что же касается вышеупомянутого пакета в 49 процентов, то, судя по всему, у саудовских властей имеется антикризисный план, рассчитанный на ближайшие 10 лет на случай возможного сохранения низких нефтяных цен, подразумевающий размещение на иностранных биржах ежегодное четырех или пятипроцентных пакетов акций Aramco.
Данная мера должна гарантировать стабильность саудовской экономики, находящейся в сложной ситуации в условиях резкого снижения нефтяных доходов и сохранения высоких расходов, из-за чего уже в 2015 г. Эр-Рияду пришлось пойти на серьезные меры экономии.
Так, например, этот год Саудовская Аравия завершила с рекордным в ее истории дефицитом в размере 97 млрд долларов, тогда как в 2016 г. она не смогла преодолеть эту негативную тенденцию. Так, в текущем году соответствующие показатели составили 79 млрд долларов. Итого – минус 175 млрд долларов из накопленных в «тучные годы» сбережений.
Причем даже по самому оптимистичному сценарию, подразумевающему снижение расходов Королевства и увеличение доходов, в 2017-м году Эр-Рияду также не удастся «выйти на ноль». Саудовские аналитики рассчитали, что в этом случае государственный дефицит вырастет дополнительно на 53 млрд долларов и в результате «дыра» в казне за три кризисных года вырастет до 228 млрд долларов.
Подобные выводы представляются неслучайными: как показывает ситуация, декабрьские договоренности между ОПЕК и невходящими в этот картель нефтедобывающими странами, направленные на стабилизацию стоимости «черного золота» на мировом рынке, не дали ожидаемых результатов.
Уже сейчас становится очевидным, что произошедшее сравнительно незначительное повышение цены на него не перекрывает издержек от снижения добычи (соответствующие обязательства взяли на себя все государства, добывающие нефть, причем самые серьезные – снижение добычи на 300 тысяч баррелей в день приняли на себя именно Саудовская Аравия и Россия).
В результате властям страны уже в 2015 году пришлось пойти на беспрецедентные шаги в своей истории, экономя за счет приостановки реализации инфраструктурных проектов, а также сократить зарплаты чиновникам, включая министров, и заморозить дальнейшее увеличение штата государственных служащих (сажая на искусственно создаваемые рабочие места, руководство Королевства тем самым создавало условия для сохранения на своей территории социального мира и отсутствия протестов).
Обратить внимание на данную ситуацию пришлось самому королю Салману, отметившему, что «урезание бюджета происходит в момент сохранения крайне нестабильной экономической ситуации – замедления роста мировой экономики и снижения цен на нефть, оказавших влияние на нашу страну».
Между тем, распродажа (пусть и частичная) своей главной энергетической компании способна лишь временно помочь саудитам в решении их проблем. Ведь подобные распродажи принесут сравнительно небольшие в государственном масштабе средства, которые сравнительно быстро при сохранении прежней экономической ситуации будут элементарно «проедены». В том числе из-за продажи части компании – по этой причине в перспективе Aramco будет приносить меньше доходов властям.
И здесь Россия (детали относительно вышеупомянутой сделки по «Роснефти» не столь существенны) и Саудовская Аравия во многом похожи. Впрочем, первая не имеет таких разорительных социальных гарантий, а у последней объемы накопленных в прошлом золотовалютных резервов пока позволяют прожить как минимум три года даже без продажи акций Aramco.
С другой стороны, в последние годы обоим странам пришлось заметно увеличивать военные расходы и в условиях их втянутости в боевые действия на Ближнем Востоке планы того же российского руководства заметно уменьшить их вряд ли осуществимы в ближайшей перспективе.
Однако у Саудовской Аравии в данном случае положение более сложное: кроме Сирии, она оказалась втянутой в куда более разорительную Йеменскую кампанию (кроме затрат на боевые действия ее собственных войск Эр-Рияду приходится затрачивать огромные суммы на сохранение сколоченной им антииранской «суннитской» коалиции).
Между тем, как представляется, российский и саудовский примеры могут вызвать «цепную реакцию» со стороны прочих нефтедобывающих держав относительно распродажи их энергетических активов, что в перспективе может привести к переделу всего углеводородного рынка.
Более того – при таком раскладе нельзя исключать и возможных заметных изменений не только в мировой экономике, но и политике. Речь идет о том, что в будущем при сохранении наблюдаемых кризисных явлений прежние производители «черного золота» могут лишиться прежних ролей не только как получатели сверхдоходов, позволявших им не только обеспечивать собственный высокий уровень жизни, но и вести активную внешнюю политику.
В свою очередь, при таком сценарии потребители энергоресурсов вроде того же Китая, воспользовавшись мировым кризисом, получают шанс решительно изменить расклад на сырьевых рынках в свою пользу и за счет более комфортного доступа к стратегическим ресурсам получить дополнительные преимущества для дальнейшего экономического, а значит, и политического роста.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.