Халифа Хафтар - фото из YouTube
Официальный представитель Министерства обороны РФ Игорь Конашенков опроверг сообщения западных СМИ о наличии в Египте российских подразделений специального назначения.
«Никаких российских подразделений специального назначения в Сиди-Баррани (Арабская Республика Египет) нет. Подобными вбросами от анонимных источников отдельные западные СМИ будоражат общественность уже не первый год», - заявил Конашенков.
Ранее британское агентство Reuters со ссылкой на дипломатические источники сообщило, что Россия направила на авиабазу в египетском городе Сиди-Баррани вблизи границы с Ливией подразделение спецназа из 22 человек. Источники агентства также заявили, что Россия в феврале якобы использовала базу в городе Мерса-Матрух, также неподалеку от ливийской границы.
Представитель Минобороны РФ добавил, что «уж совсем глупо и неприлично в отношении американских спецслужб звучат цитируемые Reuters слова того же «источника», что «разведывательная деятельность США в отношении российских военных осложнена из-за привлечения «контрактников» и «агентов в штатском».
Не так давно министр обороны Великобритании Майкл Фэллон сказал, что «Запад не хочет, чтобы русский медведь совал свои лапы в Ливию». На что российский министр обороны Сергей Шойгу посоветовал ему присмотреться к своему зоопарку:
«Пусть каждый разбирается в своих делах сам. И мы не думаем, что в их зоопарке вырос зверь, который может указывать медведю».
По закону и по совести информацию о каком-либо передвижении российских войск сообщать до официального подтверждения со стороны Минобороны нельзя. Да и агентство Reuters не раз был замечено в информационных вбросах сомнительной достоверности. Как бы то ни было, налицо конфликт интересов западных держав и России вокруг Ливии.
В Ливии расположены довольно серьезные нефтяные месторождения. Кроме того, из этой страны отправляется в Европу основной поток нелегальных мигрантов-беженцев. И, наконец, здесь развернуты опорные пункты ИГИЛ (запрещен в РФ), который терпит поражение в Сирии и Ираке и ищет места нового базирования в других регионах.
Кто контролирует Ливию, тот контролирует ситуацию в Европе, где беженцы в Ближнего Востока и Северной Африки стали основным фактором нестабильности. Не исключено, что Турция на волне конфликта с Евросоюзом может аннулировать соглашение о приеме нелегальных мигрантов на своей территории. В том случае стратегическое значение Ливии еще более возрастет.
В Ливии уже достаточно давно замечен спецназ западных стран. Но у России здесь нашелся симпатизант в лице фельдмаршала Халифы Хафтара, человека с весьма экзотической биографией.
Военному делу Хафтар учился в Ливии, России и Египте. Хорошо владеет русским языком.
Хафтар был одним из главных участников государственного переворота в 1969 году, приведшего к власти Каддафи, который сделал его начальником генштаба ливийской армии. В 1987 году, руководя интервенцией в соседний Чад, Хафтар попал в плен. После этого Муаммар Каддафи отрекся от Хафтара, который из его ярого сторонника превратился в не менее яростного противника. При поддержке ЦРУ Хафтар сбежал из плена, перебрался в Заир, потом в Кению, и, наконец, в США, где прожил 20 лет.
В 2011 году, во время начала гражданской войны в Ливии, Хафтар вернулся на родину и был назначен командующим сухопутными силами прозападной оппозиции. Его чуть ли не в открытую называли ставленником ЦРУ.
В ходе войны 2011 года, Хафтар быстро набрал военный и политический вес, вооружив довольно большую армию на деньги ЦРУ. После ликвидации Джамахирии американцы сделали ставку на других лидеров и Хафтар оказался в оппозиции правительству. Проблемы с финансированием Хафтар решил, «заняв своими отрядами ряд ключевых прибрежных портов, через которые осуществляется вывоз ливийской нефти по демпинговым ценам».
В мае 2014 года Хафтар объявил о начале операции против радикальных исламистов под кодовым названием «Достоинство Ливии», так как джихадисты претендуют на его родной город Бенгази и ряд других прибрежных городов.
15 сентября Хафтар получил звание фельдмаршала от находящейся в Тобруке Палаты представителей Ливии, но тем не менее решил переменить политическую ориентацию. С июня прошлого года Хафтар несколько раз посетил Россию, где провел встречи с Сергеем Шойгу, Сергеем Лавровым и Николаем Патрушевым.
11 января 2017 года маршал Ливии Хафтар посетил авианосец «Адмирал Кузнецов». В этот день для встречи с Хафтаром в Ливию с коротким визитом приезжал начальник Генштаба РФ генерал Валерий Герасимов.
Потеряв поддержку США, Хафтар ищет альтернативные источники финансирования и поставок оружия. Однако выгоды от сотрудничества с ним для России далеко не очевидны, в первую очередь из-за того, что военная активность России в Ливии будет крайне раздражать НАТО. В Ливии сейчас находятся военные контингенты Франции и Италии, в ряде операций в прибрежных районах участвовал спецназ США.
Западные державы прекрасно понимают стратегическое значение этой страны, и намерены вытеснить отсюда джихадистов. По всей видимости Хафтару удалось чем-то заинтересовать российское военное и политическое руководство, это доказывает сам факт встреч на высоком уровне.
Опасности от такого сотрудничества так же очевидны. В первую очередь это существенно увеличит вероятность «ударов в спину» от стратегических «партнеров». С другой стороны, у Хафтара полное взаимопонимание с египетской военной верхушкой, а у Египта налаживаются отношения с Россией.
Хафтар сегодня контролирует большую часть ливийской территории и основную часть нефтяных месторождений. Теоретически, получив поддержку России, он может добиться победы над исламистами и как-то договориться о разделе власти с проамериканским правительством в Триполи и мятежными группировками в Мисурате.
Практически же России довольно проблемно будет организовать поставки вооружений Хафтару в обход запретов ООН, а прямое участие в боевых действиях российского спецназа и «ихтамнетов» вызовет жесткую ответную реакцию Запада.
Все эти плюсы и минусы сейчас, надо полагать, взвешиваются на «аналитических весах» российского Генштаба и МИДа. Только вот точность этого взвешивания уже не раз подвергалась сомнению в ходе затяжной кампании в Сирии. А ситуативные партнеры России настолько ершисты и переменчивы, что можно ожидать и от давно уже получившего гражданство США Халифы Хафтара самых неожиданных разворотов даже в случае успеха его очередной военно-политической авантюры.
Россия пока не получила каких-то реального профита от своего участия в сирийской войне, если не считать таковым обретение боевого опыта российской армией, авиацией и флотом. Невозможно отрицать, что война на Ближнем Востоке ведется Россией ради политического торга с Западом. Но совсем не факт, что открытие еще одной площадки для такого торга повысит глобальные котировки России.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.