Кредиты, выданные китайскими инвесторами украинским предприятиям, превзошли по объёму финансирование, которое Киев получил от Международного валютного фонда вместе с тремя российскими миллиардами долларов, сообщил российский деловой ресурс «Пронедра».
За последние годы Китай вложил в развитие только лишь альтернативной энергетики на Украине один миллиард долларов, китайская компания CNBM имеет 10 крупных солнечных генераций на территории Украины суммарной мощностью около 267 МВт. Для финансирования подобных проектов Китай предпочитал выдавать товарные кредиты, то есть технологическое оборудование, на которое давались деньги, являются одновременно и залогом.
Именно таким образом китайская компания получила контроль над построенными на ее деньги объектами.
«Приобретение контроля над активами было осуществлено в обмен на погашение невозвратной и безгарантийной задолженности на эту сумму по товарным операциям по поставке оборудования», — сообщил гендиректор CNBM Юнчжи Чен. Та же схема может быть реализована с "Укртелекомом", который в 2015 году подписал договор с Банком развития Китая и компанией Huawei о модернизации сетей телефонной связи и интернета. Согласно договору, китайские инвесторы поставляют "Укртелекому" оборудование в залог самого оборудования, стоимость которого составляет 45 миллионов долларов.
Китай инвестирует и в традиционную энергетику Украины. "Нафтогаз" договорился с Банком развития Китая о кредите на 3,6 миллиарда долларов для программы замещения природного газа углем. Это будет также товарный кредит под залог оборудования. В случае невыплаты китайская сторона получит контроль над активами компании. Помимо этого, в планы Китая входит строительство высокотехнологичных предприятий на Украине. Это выгодно в первую очередь из-за низких зарплат на Украине, кроме того Украина имеет договор о зоне свободной торговли с ЕС, что позволит произведенным в Украине китайским товарам легче зайти на европейский рынок.
Возможности получения сверхдоходов в энергетике Украины, где энерготарифы за последние годы выросли в несколько раз, прекрасно осознают и в США. В 2014 году в совет директоров крупнейшей частной газодобывающей компании Украины Burisma Group вошел Хантер Байден, сын экс-вице-президента США. Учитывая то, что минимальная отпускная цена тысячи кубометров газа на Украине составляет сегодня 6879 гривен ($ 250), что на $50−70 дороже, чем российский газ на границе с Украиной, нетрудно понять, что маржинальность газового бизнеса обещает быть очень высокой.
Газовый рынок Украины осваивают и европейцы. Европейские компании получили право хранить газ в украинских хранилищах по сильно заниженным тарифам по сравнению с действующими в странах Евросоюза, таким образом в перспективе европейцы могут обеспечивать транзит российского газа через территорию Украины.
В сфере атомной энергетики американская корпорация Westinghouse, изготавливающая топливные сборки для блоков АЭС, неуклонно вытесняет с украинского рынка российскую компанию ТВЭЛ. Уже сейчас Westinghouse поставляет 30 процентов ядерного топлива для украинских АЭС и планирует через несколько лет поставлять все 100 процентов.
Атомной энергетикой Украины интересуется и Китай — китайских инвесторов привлекает разработка месторождений, добыча и переработка урановых руд, развитие циркониевого производства. В 2015 украинский госконцерн «Ядерное топливо» и китайская China Nuclear Energy Industry Corporation подписали меморандум о сотрудничестве в сфере ядерно-топливного цикла.
Подписан также меморандум о строительстве ТЭЦ в Киеве с китайским капиталом. Китайский и индийский капитал проявляют интерес к приватизации контрольного пакета акций компании «Центрэнерго», производящей 8% процентов электроэнергии Украины.
Самым громким украинско-китайским времен Януковича был проект передачи китайцам в аренду 3 млн гектаров украинской земли. После «евромайдана» этот проект был отложен в долгий ящик, но тем не менее присутствие Китая на аграрном рынке Украины уже состоялось.
Ассоциация «Укрсадпром» и государственная китайская компания China Haisum Engineering недавно подписали «меморандум о взаимопонимании», в рамках которого предусмотрены инвестиции $515 млн проекты по садоводству (строительство фруктохранилищ, производственно-логистических комплексов, систем орошения). Китайская компания «ХуаньФань Цюй» намерена инвестировать $58 млн в агропроизводство в Черниговской области.
Отметим, что Украина уже сейчас ежегодно поставляет в Китай продовольствия на $ 1,5 млрд., используя китайские технологии.
Если аграрные лоббисты продавят в Верховной раде снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, чего, кстати, упорно добиваются транснациональные компании, в частности знаменитая Monsanto, то свои шансы не упустит Китай, Индия и другие азиатские страны.
Несмотря на значительное сокращение грузооборота в морских портах Украины, они также представляют интерес для иностранного капитала. Наиболее активны китайцы, менеджеры компании COSCO Group успели побывать практически во всех украинских морских портах. Американская компания Cargill уже инвестирует в зерновые терминалы на черноморском побережье Одесской области.
В сферу интересов иностранного капитала входят и украинские банки. В конце 2016 года китайская товарная биржа BOCE выкупила Украинский банк реконструкции и развития.
Планируется также, что иностранным инвесторам будут проданы миноритарные пакеты акций государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка, плюс контрольный пакет недавно национализированного ПриватБанка, ранее принадлежащего Игорю Коломойскому и его бизнес-партнерам.
В конце апреля посол КНР на Украине Ду Вэй на пресс-конференции по случаю установлению 25-летия дипломатических отношений между Украиной и Китаем заявил, что Китай и Украина должны вместе осваивать международный рынок.
При этом он подчеркнул, что этап, на котором экономические отношения между двумя странами ограничивались только торговлей, прошел. По словам Ду Вэя, Китай и Украина должны идти по пути совместной научно-исследовательской деятельности и освоения новых научно-технических продуктов. «Украинская сторона имеет очень сильные фундаментальные научные исследования. Вы имеете большое преимущество в этом плане. Проблема в том, что украинской научно-технической отрасли явно недостает финансирования и инвестиций», - заявил посол КНР, отметив, что у Китая есть возможность инвестировать в высокотехнологические разработки и богатый опыт превращения научного потенциала в готовые продукты на рынке.
Среди высокотехнологичных отраслей, в которых заинтересован Китай, посол отметил авиастроение, космос, новые материалы и новые источники энергии.
Среди наиболее привлекательных для китайских инвесторов отраслей он назвал сельское хозяйство, транспорт, логистику и энергетику.
Посол Китая указал на логистический потенциал Украины, основанный на выгодном географическом положении. Он также подчеркнул, что сеть украинских дорог устарела, и это «мешает реализации преимуществ Украины как государства, находящегося в центре пути из континентальной Азии в Европу».
Резюмируя, можно заключить, что США и КНР, самые мощные экономические державы планеты, осуществляют масштабные инвестиции практически во все отрасли экономики Украины.
Безусловно, чем дальше, тем больше, украинская экономика окажется под контролем иностранных инвесторов. И вполне очевидно, что под контролем окажется внутренняя и внешняя политика Украины. Это неизбежная обратная сторона медали.
Если отвлечься от внутриполитической проблематики, а рассмотреть только гипотетический внешнеполитический статус Украины, преображенной масштабными иностранными инвестициями, то нельзя не придти к выводу, что страна может стать серьезным актором международной политики на всем пространстве от Восточной Европы до Средней и Центральной Азии, то есть на всем геополитическом ареале Советского Союза, включая не только СНГ, но и страны бывшего Варшавского договора.
Известный российский политолог и философ Сергей Переслегин еще до событий 2014 года в ряде своих выступлений на научно-практических семинарах в Киеве неоднократно заявлял, что видит будущую успешную Украину преемницей геополитической миссии Австро-Венгерской империи.
В эпоху раннего майдана Переслегин выступил в Киеве на конференции с докладом «Як зробити інтелект ресурсом розвитку України?» («Как сделать интеллект ресурсом развития Украины?») и провозгласил (предположительно, конечно) Украину наследницей Австро-Венгрии, носительницей идей укроцентризма. Впрочем, сам термин «укроцентризм» употребил украинский философ Сергей Дацюк.
Сергей Переслегин поставил перед теоретиками укроцентризма стратегическую задачу, поставленную еще австрийским императором Францом-Иосифом — перехват интеллектуального лидерства:
«Где-то в конце 19 – начале 20 века, перед Первой мировой войной, подобный проект возник у великого императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Венский университет, вероятнее всего, был институциализированной группой этого проекта. Мы можем видеть этот проект по его обломкам. Обломки – это венская школа психоанализа, венская школа лингвистики, венская школа экономики, венская школа логики, венская шахматная школа, венская формальная школа искусствоведения.
А теперь на одну секунду представьте, что все это удалось собрать в единый проект, что безусловно и произошло бы, останься Австро-Венгрия существовать как страна. Вот эти обломки стали бы единой конструкцией. Да, конечно, Франц Иосиф ставил вопрос о перехвате интеллектуального лидерства по крайней мере в германском мире, а желательно и в англо-саксонском. Мое жесткое утверждение, Украина остается сейчас наследником державы Франца Иосифа и имеет определенные шансы реинсталлировать этот проект. То, что с тех пор прошло сто лет значения не имеет. Эти проекты большие. Проект римской католической церкви по единой Европе знал 3 этапа: крестовые походы, священную империю германской нации и сегодняшний Евросоюз. Т.е. на протяжении тысяч лет лет римская церковь через серьезнейшие поражения делала эту работу. И в конце концов, ее довела. По этому поводу, с моей точки зрения, вопрос об Австро-Венгерском проекте является для современной Украины вызовом, надеждой и шансом».
Полный контроль над украинской экономикой со стороны Китая и США предполагает также и интеллектуальный контроль, поэтому культурное излучение (термин Арнольда Тойнби) Украины во внешний мир будет сформировано из гибридных конструктов made in USA and China.
Каким в таких условиях будет гипотетическое интеллектуальное лидерство Украины на пространстве Евразии, да и состоится ли оно вообще, сказать трудно.
Однако, без сомнения, можно утверждать, что Украина станет крупнейшим в Евразии китайским хабом на всем протяжении китайского мегапроекта Нового Шелкового пути, страной-перекрестком товарных, энергетических и информационных потоков. В свою очередь США заинтересованы в Украине как передовом военном шверпункте на границе с РФ. Инвестиции США в базовые отрасли Украины уступают китайским, но несомненно, что два экономических гиганта будут жестко конкурировать между собой в этой сфере.
Очевидно, что китайские производители постараются захватить рынки Восточной Европы своими товарами, произведенными на территории Украины. Сомнительно, чтобы их пустили на западноевропейские рынки, по крайней мере без борьбы и жесткой конкуренции.
Можно предположить, что США будут заинтересованы в развитии связей Украины со всеми странами бывшего СССР для достижения своих целей. Как крупнейшее после слабеющей РФ государство на постсоветской территории, Украина может претендовать на роль гегемона этого пространства по мере того, как ее экономика будет укрепляться за счет иностранных инвесторов.
Понятно, что это не будет в узком смысле возрождение ни Австро-Венгерской, ни Советской империи. Это предполагает совершенно новый геополитический проект, в котором переплетутся интересы и проекции силы как США, так и Китая. Такого рода стратегическую инновацию можно отнести к сфере гибридной геополитики. Украина в качестве экономического сателлита двух крупнейших мировых держав будет индуцировать гибридное культурное излучение: американское, китайское, и, в какой-то мере, свое.
Возможно, Украине не суждено стать интеллектуальным лидером постсоветского пространства, но вполне реально стать экономическим и отчасти политическим гегемоном, транслятором американо-китайских смыслов.
Какую роль будет играть Российская Федерация на фоне возрастающей роли Украины на всем ареале своего былого влияния? Деградационные экономические и политические тренды неуклонно снижают международный статус РФ. А геополитическая природа не терпит пустоты. И к этому мне добавить нечего.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.