Конгресс США принял закон об ужесточении санкций против России, Ирана и КНДР. Он будет рассмотрен в Сенате, а затем поступит на подпись к Президенту Трампу. Закон, в частности, предполагает сокращение максимального срока кредитования российских банков, находящихся под санкциями. Сенат, скорее всего, проголосует «за», да и Трамп никуда не денется, - подпишет.
Создается впечатление, что новая холодная война уже в разгаре, и что убийственные для российской экономики санкции (а они именно убийственные!) не оставляют и России выбора: война так война.
Однако, не все так просто. Начнем с того, что в американском политикуме нет даже намека на консенсус. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать несколько последних твитов 45-го Президента США.
24 июля он многократно обвинил американские СМИ во лжи и фальсифицированной охоте на «русских ведьм» (phony Russian Witch Hunt).
25 июля он потребовал расследования усилий Украины по саботажу его избирательной кампании (Ukrainian efforts to sabotage Trump campaign) и обвинил генерального прокурора Дждефа Сешнса в том, что тот занял ОЧЕНЬ слабую позицию по расследованию преступлений Хиллари Клинтон (VERY weak position on Hillary Clinton crimes), а исполняющего обязанности директора ФБР и отвечающего за расследование дела Хиллари Клинтон Эндрю Маккейба в получении взятки в 700 тысяч долларов от Клинтон для его жены ($700,000 from H for wife).
Эти трамповские твиты отражают его личную позицию, которая радикальным образом не совпадает с буквой и духом новых антироссийских санкций, которые Трамп все же подпишет, и он уже дал это понять через свою пресс-службу.
Ситуация могла развиваться иначе, если бы давний и твердый сторонник Трампа конгрессмен Стив Скалис (Steve Scalise), лидер республиканского большинства в палате представителей Конгресса США и координатор республиканской фракции в палате представителей, смог обеспечить «правильное» голосование конгрессменов-республиканцев в соответствии с пожеланиями президента. Но 14 июня, за несколько часов до начала голосования по этому законопроекту в Сенате на Скалиса было совершено покушение и он был тяжело ранен. Стрелявший в него 66-летний предприниматель Джеймс Ходжкинсон, ярый клинтонист, «хотел убить как можно больше республиканцев» и ранил кроме Скалиса двух полицейских и помощника Скалиса.
Конгресс США (англ. United States Congress) — законодательный орган, один из трёх высших федеральных органов государственной власти США. Полномочия определены Конституцией США. Конгресс является двухпалатным, состоящим из Сената и Палаты представителей.
Принятие законопроекта в Конгрессе происходит следующим образом: законопроект поступает в Палату представителей, та большинством голосов его принимает, такая же процедура проходит в Сенате. Затем законопроект ложится на стол президента для его подписания в течение 10 дней, если президент не согласен с ним, то он может применить своё право отлагательного вето. Если президент применил вето, то законопроект возвращается в Палату представителей, и теперь для дальнейшего его продвижения уже нужно две трети голосов всех представителей. Когда законопроект получает нужное количество голосов, он отправляется в Сенат, и если за него проголосуют также две трети сенаторов, то законопроект получает статус федерального закона и без подписания его президентом.
Именно Скалис сыграл основную роль в одобрении республиканцами кандидатуры Дональда Трампа на пост Президента США. Скализ также поддержал наложенный Трампом временный запрет на въезд в США гражданам семи мусульманских стран.
Что касается спикера палаты представителей республиканца Пола Райана, который в отсутствие Скалиса обеспечил дружное голосование за антироссийские санкции в обеих палатах Конгресса США, то он является жестким оппонентом Трампа, и известен тем, что во время президентской гонки призывал своих однопартийцев голосовать за Хиллари Клинтон.
Сама Хиллари Клинтон тоже отнюдь не сложила оружие: в настоящее время ее команда перешла от персональных нападок на Трампа к реальной идеологической войне. На проклинтоновском телеканале PBS на днях прошла презентация книги «Сделка с дьяволом», в которой Трамп представлен как жалкая марионетка в руках «популиста, ультраконсерватора, антисемита и врага истеблишмента республиканской партии» инфернального Стивена Бэннона.
Если учесть, что в Конгрессе идет подготовка к импичменту Дональда Трампа (что вряд ли удастся реализовать), то трудно не согласиться с мнением некоторых экспертов, что в Америке идет самая настоящая гражданская война, пусть она ведется замаскированными гибридными методами.
Главный стратег Трампа Стивен Бэннон, по словам российского военного аналитика Ильи Плеханова, видит текущую мировую геополитическую ситуацию как финальную, экзистенциальную и эпическую битву Запада с «джихадистским фашизмом». Это одна из причин того, что команда Дональда Трампа видела и, возможно, все еще видит в России естественного союзника в борьбе с этим экзистенциальным врагом. Не чужда им, как представляется, и идея союза с Россией против второго по экономической силе мирового гиганта – Китая.
Все это не отменяет того упрямого факта, что первоочередной задачей новой американской администрации является выполнение своих предвыборных обязательств перед теми, кто выдвинул Трампа на высший государственный пост. Это военно-промышленный комплекс и американский нефтегаз.
В интересы американских генералов и корпораций ВПК входит максимальное расширение НАТО и превращение России в «мальчика на побегушках», которого можно использовать в горячих точках планеты. На Ближнем Востоке эта задача уже выполнена.
Американских сырьевикам нужно завоевать мировые рынки нефти и газа, вытеснив с них конкурентов. Новые санкции должны максимально ограничить российское присутствие на европейском газовом рынке, и эта задача уже также почти решена.
Означает ли это начало новой холодной войны? Выражу свое мнение, которое состоит в том, что холодная война со стороны запада и не прекращалась ни на секунду.
Как говорил шахматный чемпион Вильгельм Стейниц, имеющий преимущество обязан атаковать под угрозой потери этого преимущества. Англосаксы никогда не забывают эту стратегическую максиму, которая означает всего лишь то, что геополитическая конкуренция между государствами или союзами государств не прекращается никогда.
Сегодняшнее состояние РФ столь, мягко говоря, настолько незавидно, что такие геополитические конкуренты, как США и их союзники, позволяют себе самые жесткие формы давления. Политико-экономический прессинг на Россию со стороны Запада будет продолжаться, кто бы ни возглавлял Америку, Великобританию, Германию или Францию, до последней черты, - когда та или иная сторона не признает себя побежденной.
В нынешнем состоянии Россия Федерация не является субъектом мировой политики. Она может выступать лишь как младший партнер и исполнитель политической воли более мощных акторов. Если Дональд Трамп возьмет верх над своими политическими противниками (а он к этому стремится), то не исключена в той или иной форме «антанта» между РФ и США, в первую очередь в силу прозападных симпатий российских элит.
Думаю, что такой вариант является заветной мечтой всех российских начальников, включая первых лиц государства. Но все дело в том, что в санкциях и политико-экономическом прессинге России заинтересованы все американские элиты. Нет консенсуса лишь в формате этого давления. В этом и расходятся Дональд Трамп и Хиллари Клинтон. Поэтому антироссийские санкции не будут сняты никогда. По крайней мере, пока «Запад есть Запад и Восток есть Восток». А значит российская экономика будет ослабевать с каждым днем действия этих санкций. Ну а слабых бьют даже те, кто ранее не собирался этого делать. Трамп в этом плане не исключение.
Я предоставляю читателям самостоятельно заключить, каковы шансы нынешней РФ одержать верх или хотя бы устоять в борьбе с геополитическими конкурентами, которых у нас сейчас принято называть «стратегическими партнерами».
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.