Фото Kremlin Pool/Global Look Press
В Германии прошли выборы в Бундестаг. ХДС получил меньше, чем раньше, но Ангела Меркель останется канцлером. Коалиция же, видимо, будет новой – и крайне неудобной для России. Впрочем, в какой-то степени ложкой мёда в бочке дёгтя для нас стал успех крайне правой «Альтернативы для Германии».
За выборами в Германии в России следили весьма пристально. Об изменениях рейтингов, заявлениях представителей ведущих партий (в особенности христианских демократов и социал-демократов) российские телеканалы сообщали едва ли не ежедневно. Естественно, здесь возникает вопрос: а почему собственное голосование они не освещают в той же мере, что и немецкое? Вопрос не праздный, но кое-чему у немцев поучиться действительно стоит.
Первое, что обращает на себя внимание – явка. Она составила порядка трёх четвертей избирателей. О 75% приходящих на отечественные думские и президентские выборы остаётся только мечтать. У нас существует расхожий миф о том, что в богатых странах народ не интересуется политикой и ходит к урнам неохотно. Но и в прошлый раз явка бюргеров превысила 70%, а в этот и вовсе зашкалила. И об исключении из правил говорить не приходится – и в Австрии, и в Голландии, и много ещё где народ ходит на участки.
Второе – социологические опросы. Соответствующие немецкие службы весьма точно сумели выявить электоральные предпочтения избирателей. Разрывы между предсказаниями и цифрами на выходе не превышают трёх процентов – ну разве что правящему консервативному альянсу Христианско-демократического и Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) давали чуть больше, да крайне правой «Альтернативе для Германии» занизили. Впрочем, избиратели крайне правых имеют обыкновение скрывать свои истинные симпатии везде – не только в Германии.
Наконец, третья вещь – достаточно равный доступ ведущих партий к СМИ. У нас о таком остаётся только мечтать. Правда, оговорку здесь всё же следует сделать. Почти все ведущие немецкие телеканалы и крупнейшие печатные издания писали об «Альтернативе для Германии» в чёрных тонах, выставляя их чуть ли не наследниками Гитлера (коими они, конечно, не являются). Левая партия тоже могла бы пожаловаться на преимущества для конкурентов. Но остальные силы всё же выступали «на равных».
Однако во многом Германия разочаровала. Особой интриги не получилось, партии заняли примерно те места и показали те результаты, которые им светили три-четыре месяца к ряду. Никакого особо грязного белья на свет так никто и не вытащил. Ни о вмешательстве пресловутых русских хакеров, ни о происках США говорить особо не приходилось. Разве что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пытался влиять на соплеменников… Впрочем, некоторые сюрпризы всё же имели место.
Весьма предсказуемо первым пришёл к финишу правящий альянс. Ангела Меркель уверенно останется канцлером на четвёртый срок – никто ей так и не составил конкуренцию ни в других партиях, ни в собственной. Ведомый главой правительства альянс ХДС/ХСС заручился поддержкой 33% избирателей. Опросы недавно давали и 37-38% - значит, на финише консерваторы несколько сдали. Но кажется, они особо и не старались… Просто вернулись к обычной для себя трети голосов после заоблачных 41,5% четыре года назад.
Собственно, а зачем что-то менять? Дела в немецкой экономике идут неплохо, хотя темпы роста можно и увеличить. Заметной безработицы не наблюдается. Острая фаза миграционного кризиса миновала – пусть правительство с ним до конца не разобралось. Меркель, конечно, не справилась с ним – но в то же время на немецком политическом небосклоне и не просматривался кто-либо, способный в кратчайшие сроки сделать больше, чем действующий канцлер.
Если брать внешнюю политику, то и здесь без провалов обошлось. Экономика Евросоюза, локомотивом которой выступает Германия, потихоньку движется вверх. Санкции и контрсанкции в отношениях с Россией на пользу никому не идут, но рядовые бюргеры особых потерь от них не ощущают. Говоря о США, Меркель можно было бы упрекнуть в излишней «почтительности», но с Дональдом Трампом она разговаривала совсем не подобострастно. Да и под Эрдогана в итоге не прогнулась. В общем, стабильность превыше всего.
Социал-демократы в который уже раз довольствовались вторым местом – у них чуть более 20% голосов. Собственно, удивляться тут нечему. Ни бывшего председателя Европарламента Мартина Шульца, ни главу МИД Зигмара Габриэля, ни президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера трудно назвать яркими политиками. Ничего нового они толком предложить не смогли. От ярлыка «плетущихся в хвосте за Меркель» они так и не избавились. В итоге получили то, что получили – потеряли около 5% голосов по сравнению с 2013 годом.
Представлявшие оппозицию прошлом Бундестаге «зелёные» и Левая партия сумели немного добавить – сегодня у каждой из них около 9% голосов при более 8% в прошлый раз. Они были похожи сами на себя. «Зелёные» ратовали за закрытие АЭС, за гражданские права, за защиту мигрантов. Левые устами своих лидеров Сары Вагенкнехт и Дитмара Барча ругали внутреннюю и внешнюю политику Меркель, требовали «мира во всём мире» и большей справедливости внутри Германии. В общем, свой электорат за них и проголосовал…
Успешной оказалась кампания для либералов из Свободной демократической партии (СвДП). Под руководством 38-летнего Кристиана Линднера они вернулись в Бундестаг, набрав более 10%. Им удалось вернуть часть избирателей, переметнувшихся ранее к ХДС. Либералы стали несколько жёстче, чем раньше, говорить о мигрантах, не так резко – о России (хотя всё равно нам досталось), и перед США заискивали меньше, чем обычно. В общем, о кошмаре 2013 года, когда они не набрали 5% и не попали в Бундестаг, можно забыть.
И подлинным прорывом стало выступление крайне правой «Альтернативы для Германии», набравшей очки на недовольстве миграционной политикой Меркель. Четыре года назад они немного недобрали до пятипроцентного барьера, а теперь у них все 13%. Впервые после Второй мировой войны немецкие националисты (в весьма умеренной форме) получат места в федеральном парламенте. Интересно, что опросы показывали меньше, чем они в итоге набрали. К тому же им даже удалось занять первое место в федеральной земле Саксония!
Обращает на себя внимание географический раскол, который даёт о себе знать до сих пор. Жители земель на территории бывшей ГДР голосуют иначе, чем на Западе страны. Так, «Альтернатива для Германии» набрала здесь 22%, а Левая партия – 16%, в то время как в западных землях – 11% и 7% соответственно. А вот СвДП и «зелёные», напротив, традиционно популярнее на Западе. ХДС и СДПГ обычно выступали достаточно ровно, но на сей раз и у них вышел перекос в сторону Запада. В общем, более бедные голосуют радикальнее, чем зажиточные.
По всей вероятности, новое правительство составят христианские демократы, свободные демократы и «зелёные», причём портфель главы МИД должна получить СвДП. ХДС/ХСС и СДПГ слишком устали друг от друга, и социал-демократам, кажется, пришла пора поработать оппозицией. Там же будут левые и «альтернативщики», причём с ними советоваться будут в самую последнюю очередь. Шансов повлиять на линию немецкого государства у них пока нет, хотя успех АдГ в Саксонии – серьёзный сигнал канцлеру.
Что касается России, то о ней в ходе предвыборной кампании понемногу говорили все, но к числу ведущих тем её обсуждение не относилось. Экономика, рабочие места, мигранты, будущее ЕС заботили немцев куда больше. О русских хакерах упоминали, но до скандалов, подобных США, дело не дошло. Русскоязычные избиратели внесли определённый вклад в успех АдГ и (в меньшей степени) Левой партии, но преувеличивать его всё-таки не стоит. За них в большинстве своём голосовали не потому, что Кремль попросил – его влияние на немецкую политику крайне невелико.
Если же говорить о перспективах российско-германских отношений, то новая коалиция ХДС/ХСС, СвДП и «зелёных» - худшее, что только можно придумать для России. Христианские демократы во главе с Меркель пока не готовы к отмене санкций, а «зелёные» и свободные демократы и вовсе принадлежат к завзятым критикам России. Они ругают нас не только за внешнюю, но и за внутреннюю политику. В программе СвДП прямо говорится, что в определённых случаях ограничительные меры в адрес России можно и ужесточить.
«Лучом света» можно считать разве что предложение «зелёных» отменить визовый режим с Россией, на что другие партии правящей коалиции пойти явно не готовы... Баварский ХСС и вовсе готов к постепенной отмене санкций (как и СДПГ), но его желания явно недостаточно. А желающие снять ограничения Левая партия и АдГ останутся в «глухой» оппозиции. Так что их успех стал «ложкой мёда в бочке антироссийского дёгтя». Впрочем, полностью отказываться от диалога с нашей страной не готова ни одна из ведущих политических сил.
Актуальных задач перед новой коалицией стоит много. Надо что-то делать с уже прибывшими в страну мигрантами. Надо разговаривать с Турцией, надо «продавливать» ряд стран Восточной Европы, не желающих видеть у себя беженцев. Надо вести диалог с действующей администрацией США, а он пока складывается весьма непросто. Наконец, надо продолжать выступать в роли как экономического, так и политического локомотива ЕС, и не надорваться.
А пока же можно сказать, что немецкой политической сцене предстоит пройти этап «перезагрузки».
Вадим Трухачёв
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.