Фото: Globallookpress/Jette Carr/USAF
Вчера в США начались учения стратегических ядерных сил «Глобальный гром» (Global Thunder), о чем Вашингтон официально уведомил РФ. Об этом сообщил официальный представитель Стратегического командования (STRATCOM) США Брайан Магуир. Он отметил, как требует двустороннее соглашение.
«Согласно положениям СНВ-3 США и Россия обязаны уведомлять друг друга о крупных ядерных учениях, поэтому Россия была уведомлена об этом учении заранее», – сказал Магуир.
Он также сказал, что Китай, обладающий ядерным оружием, не был проинформирован об учениях, поскольку с ним у США нет соответствующего соглашения.
Учения Global Thunder проводятся ежегодно. В их ходе отрабатываются взаимодействие спутниковой группировки, систем наблюдения и разведки, систем глобального удара, средств ПРО и киберсистем.
«Учения проводятся для подготовки сил Министерства обороны США и оценки совместной оперативной готовности во всех сферах ответственности STRATCOM с особым акцентом на ядерную готовность. Эти учения дают Стратегическому командованию страны и его подразделениям возможности для подготовки предотвращения и при необходимости отражения военного нападения на США, используя силы по указанию президента», – пояснил Магуир.
Ряд российских СМИ увидели в этих учениях признаки «бряцания ядерной дубинкой» и даже «репетицию апокалипсиса». Однако, меня гораздо больше насторожило то, что США впервые с 1991 года поставили на боевое дежурство стратегические бомбардировщики – ракетоносцы Б-52, способные нести ядерные боеголовки, как я сказал в своем интервью изданию «Свободная пресса».
Изначально, флот стратегических бомбардировщиков и создавался для постоянного боевого дежурства, как наиболее неуязвимая часть ядерной триады США и РФ. Когда бомбардировщик в воздухе, определить его местонахождение и уничтожить практически невозможно. Сам факт, что российские и американские стратегические бомбардировщики были сняты с боевого дежурства говорил об определенном ослаблении международной напряженности. А возрождение этой практики говорит о том, что в воздухе еще более явственно запахло порохом.
В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полеты стратегической авиации в отдаленные районы, а в 2007 возобновила.
С лета 2007 года интенсивность полетов стратегических бомбардировщиков резко возросла. Только в первый период интенсивность подготовки экипажей увеличилась почти в три раза. До 2007 года налет пилотов стратегической авиации составлял менее 30 часов, в 2007 году он превысил 80 часов, а в 2013 году налет экипажей дальней авиации составил уже 123 часа. В 2015 году налет экипажей превысил 130 часов, а командиров экипажей — 145 часов.
Помимо возвращения на постоянное боевое дежурство Б-52 Пентагон получил право вернуть на военную службу 1000 пилотов истребителей, находящихся сейчас в запасе. 20 октября на официальном сайте Белого дома было опубликовано исполнительное распоряжение (Executive Order) Дональда Трампа, дающее право министру обороны США в соответствие с законодательством о чрезвычайных ситуациях, разработанном в связи с терактами 11 сентября 2001 года, призвать необходимое число резервистов в армию, флот и ВВС.
Пресс-секретарь ВМС США Гэри Росс заявил, что министр обороны Джеймс Мэттис, который ранее сетовал на нехватку пилотов, теперь имеет возможность решить эту проблему.
Однако почти сразу же после публикации президентского указа представители американских ВВС заявили, что «не планируют использовать новые возможности в соответствии с исполнительным распоряжением, подписанным президентом Дональдом Трампом для решения проблемы нехватки пилотов путем отзыва из запаса резервистов».
Энн Стефанек, начальник службы ВВС по связям со СМИ, заявила, что дополнительные возможности, предоставленные Трампом, изучаются, но ВВС «в настоящее время не намерены призывать отставных пилотов».
Нельзя не отметить, что право президента США принимать военные решения без уведомления об этом Конгресса вызывает опасения у американских законодателей. Так, председатель комитета по иностранным делам Боб Коркер в начале октября заявил, что поведение Дональда Трампа по отношению к другим странам «безрассудно» и может поставить США «на путь к третьей мировой войне». В интервью «Нью-Йорк Таймс» Коркер отметил, что рад тому, что рядом с Трампом находятся такие люди, как министр обороны Джеймс Мэттис, госсекретарь Рекс Тиллерсон и руководитель аппарата сотрудников Белого дома Джон Келли, способные «утихомирить его, как только он становится взвинченным».
Резкая оценка сенатором заявлений и действий Трампа последовала после появления в Twitter Трампа записи о КНДР. «Президенты и их администрации говорили с Северной Кореей 25 лет, заключали соглашения и выплачивали огромные суммы денег, но все это не работало. Соглашения нарушались до того, как на них высыхали чернила, выставляя представителей США дураками. Простите, но сработает только одна вещь», - написал президент Трамп. Понятно, что он имел в виду переход от дипломатических усилий к прямому военному давлению на КНДР.
Американских военных вполне устраивает, что Трамп развязал им руки в выборе средств проведения «дипломатии канонерок». Но они не спешат использовать предоставленные им «дополнительные возможности», потому что реально оценивают мировую обстановку и прекрасно понимают, что применение военной силы против Северной Кореи будет означать ядерный конфликт с сотнями тысяч жертв, что неприемлемо для мирового общественного мнения.
Скорее всего, развертывание стратегических сил США направлено на усиление их возможностей в Афганистане. Кроме того, если пилотов-отставников все-таки призовут из запаса, то не на новейшие F-22 и F-35. Их в составе ВВС относительно немного, и с пилотами для них проблем нет.
Как уже было сказано, ВВС пока еще размышляют о том, призывать ли на службу летчиков-резервистов, но если это произойдет, то скорее всего ими усилят кадровый состав воздушных армий, в которые входят истребители F-15 (192 единицы), F-15E (257 единиц), F-16 (957 единиц).
Американские военные всегда крайне тщательно, по нескольку месяцев готовятся к масштабным военным операциям. На сегодняшний день Дональд Трамп предоставил Пентагону практически неограниченные возможности для планирования военных действий, как говорится, по всем азимутам, и предвидеть, где и когда будет нанесен удар, практически невозможно.
В беседе с корреспондентом «Национальной службы новостей» я назвал в качестве адресата военных угроз США Северную Корею и «косвенно Китай»: «на третьем плане по степени вовлеченности в ситуацию находится Иран». К этому списку, как уже сказано, похоже, следует присоединить и Афганистан.
В тот момент, когда состоится отзыв из запаса большого количества пилотов-резервистов, напряженность достигнет своего предела. Большинство истребителей США построены до 92 года, то есть их возраст превышает возраст их пилотов. И, соответственно, оставшийся ресурс довольно ограничен. Следовательно, тратить ресурс старого истребительного парка на тренировки ВВС США не будут. Значит, будет война?
Ограничу все же возможный ТВД двумя странами – КНДР и Афганистан. Северная Корея граничит с РФ. Афганистан – со странами ОДКБ. Следовательно, если США начнут какие-либо военные операции на указанных ТВД, это в любом случае затронет интересы нашей страны.
Есть, однако, и еще одна «горячая точка», где могут столкнуться интересы США и России.
Сейчас США и РФ соревнуются в предложении военно-технической помощи правительству Филиппин, ведущему настоящую войну с джихадистами. Будем надеяться, что гипотетическое участие России в этом конфликте если и произойдет, то с учетом сирийского опыта.
Ведь надо же когда- нибудь начать учиться хотя бы на собственных ошибках.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.