Генерал Роммель в захваченном Тобруке. Фото из немецких архивов
75 лет назад, 5 ноября 1942 года в Египте, у тупиковой железнодорожной станции Эль-Аламейн завершилось одно из самых знаменитых сражений второй мировой войны - войска Великобритании и ее союзников прорвали оборону Африканского корпуса Роммеля.
«До Эль-Аламейна мы не одержали ни одной победы. После Эль-Аламейна мы не понесли ни одного поражения», - написал позже в своих мемуарах Уинстон Черчилль.
К началу Второй мировой войны обострилась соперничество ведущих западных держав за контроль над Северной Африкой, так как к этому времени резко выросла роль нефтяных месторождений, открытых англичанами в Ираке и Иране.
Если кровью первой мировой войны, образно выражаясь, был уголь, то кровью второй мировой – нефть.
Сама по себе Северная Африка с ее пустынями была не очень интересна, так как ливийскую нефть тогда еще не нашли, но через нее шли основные маршруты в британские колонии и доминионы, - Индию, Малайю, Австралию и Новую Зеландию.
В 1935 году Италия решилась на авантюру по захвату Эфиопии, воспользовавшись своими базами в Эритрее и Итальянском Сомали, что сразу же поставило под удар позиции Великобритании на значительном отрезке морского пути. Англия располагала системой военных баз на всем судоходном пути в Индию и нефтеносные районы Ближнего Востока. Однако, вторгшиеся в Эфиопию итальянцы могли в любой момент перерезать это транспортный коридор.
Тем не менее долгое время Великобритания никак не реагировала на аннексию Италией Эфиопии и Эритреи.
Итальянская оккупация Эфиопии продолжалась, однако, всего несколько лет. Сразу же началось партизанское движение. Продолжали сопротивление также отдельные подразделения эфиопской армии. В ответ итальянцы развязали массовый террор, в результате которого погибли сотни тысяч мирных жителей Эфиопии.
Боевые действия между англичанами и итальянцами в Северной Африке начались только в июне 1940 года на ТВД Египта. К этому времени английские войска оказались рассредоточенными по своим африканским колониям и не могли оказать действенного сопротивления итальянской группировке. Англичане прибегали к тактике беспокоящих противника контрударов и медленно отступали. Итальянский командующий маршал Грациани, между тем, в сентябре остановил наступление, ожидая исхода войны между Италией и Грецией. Когда Италия потерпела в Греции сокрушительное поражение, британцы смогли перебросить в Египет дополнительный контингент и перешли в наступление.
У итальянцев были все возможности, чтобы помешать этому. Более того, они, если взять реальное соотношение сил на тот период войны, должны были наголову разбить Великобританию не только на суше, но и на море. В 1940 году они превосходили англичан по всем классам кораблей кроме авианосцев, отсутствие которых компенсировалось большим числом самолетов береговой авиации.
У Италии было мощный флот линкоров, причем новейшие линкоры типа «Литторио» превосходили броней и вооружением британские и немецкие. Грамотно проведенное генеральное сражение с британской эскадрой могло дать Италии господство на Средиземном море, а затем и победу в Северной Африке.
Однако, во всех без исключения столкновениях с британским флотом итальянские адмиралы терпели поражение. Возможно, одной из главных причин было то, что итальянские линкоры стреляли весьма неточно, а адмиралы проявляли крайнюю пассивность.
Поэтому англичанам удалось провести в Северную Африку множество морских конвоев, а итальянская армия задыхалась там без снабжения.
В декабре 1940 года в Северной Африке началось английское наступление против итальянских войск. В течение двух месяцев итальянцы были отброшены больше чем на 600 миль, потеряв 130 000 человек, в то время как английские потери не превышали 2000.
12 февраля 1941 года передовые подразделения немецкого Африканского корпуса под командованием Эрвина Роммеля прибыли в Триполи на помощь терпящим поражение итальянцам.
«Есть все основания считать, что командующим в Африку ОКХ (Верховное командование сухопутных сил вермахта – В.П.) послало «генерала, которого не жалко», пишет российский военный историк Сергей Переслегин. – «В начале 1941 года Э. Роммель еще не был Роммелем, «лисом пустыни» и лучшим тактиком Второй мировой войны. Он храбро сражался во время Первой мировой войны, как и почти все офицеры Рейха. Во время Французской кампании Э.Роммель неплохо командовал 7-й танковой дивизией, обратил на себя внимание руководства и журналистов, но, конечно, его достижения были не столь впечатляющи, как у того же Э. Манштейна или Балька, не говоря уже об элите бронетанковых войск Великой Германии – Гудериане, Готе, фон Клейсте».
Через 5 дней, не дожидаясь прибытия основных сил, Роммель атаковал англичан, менее чем через две недели отбросив их на тысячу миль. Еще через несколько дней Африканский корпус захватил ряд городов и устремился вглубь Египта, к Нилу. Англичане отступали с такой скоростью, что немцы не успевали их преследовать.
К концу 1941 года, однако, наступательные возможности немецких войск были исчерпаны. В декабре 1941 года британская армия, используя перевес в живой силе и технике, перешла наступление, вынудив Роммеля отойти на исходные позиции, к границам Триполитании (северо-запад современной Ливии).
30 января 1942 Роммель был произведён в звание генерал-полковника. С 21 февраля 1942 он стал командующим танковой армией «Африка». 21 июня 1942 года Роммель взял самую укреплённую крепость в Африке, город Тобрук и сразу же начал наступление против превосходящих сил британцев. К июлю 1942 части его части находились всего в 100 километрах от Александрии и дельты Нила, дойдя до тупиковой железнодорожной станции Эль-Аламейн. 22 июня 1942 года Роммелю присвоено звание генерал-фельдмаршала. Однако наступать дальше Роммель не мог из-за нехватки горючего. А к англичанам постоянно прибывали подкрепления и новейшая боевая техника из США. Заболев дизентерией, Роммель вылетел на лечение в Германию. А командование принял генерал Штумме.
В ночь с 23 на 24 октября после двадцатиминутной артподготовки с участием более тысячи орудий, британский командующий Бернард Монтгомери начал операцию «Лайтфут» под Эль-Аламейном. В самом начале сражения генерал Штумме умер от сердечного приступа, и вечером 25 октября командование итало-германскими войсками вновь принял спешно вернувшийся в Африку Роммель. Несмотря на численное превосходство англичан, они не смогли прорвать оборону Роммеля. Только потеряв практически всю технику, он 2 ноября дал приказ отступать. В ночь на 13 ноября англичане, имея десятикратное преимущество в живой силе и технике, заняли Тобрук. 20 ноября они заняли Бенгази.
8 ноября 1942 года в Марокко и Алжире высадились американцы, и итало-немецкие войска попали в ловушку. Роммель попытался все же нанести поражение превосходящим силам американцев, но успеха не достиг. Он улетел в Германию, чтобы убедить Гитлера эвакуировать немецкие войска из Африки, но встретил отказ. Командующим группой армий «Африка» официально стал генерал фон Арним. В мае 1943, через два месяца боев, блокированные в Тунисе с суши и моря немецкие и итальянские войска капитулировали.
На Западе сражение под Эль-Аламейном считают одним из поворотным пунктов второй мировой, сравнивая его со Сталинградской битвой. Хотя масштабы этих сражений несопоставимы.
Сражение под Эль-Аламейном было операцией армейского масштаба, а под Сталинградом действовала группа фронтов.
Тем не менее, победа англичан под Эль-Аламейном вскоре привела к полному вытеснению стран «Оси» из Африки. Здесь впервые сложилась коалиция США, Великобритании и Франции (в лице подразделений «Свободной Франции»), что сыграло огромную роль во всей послевоенной истории.
Сам факт того, что окончательное поражение итало-германских войск в Северной Африке было достигнуто только после высадки американцев, стал началом конца безоговорочного господства Британской Короны не только в Африке, но и в целом в странах арабского мира. Ведущую роль в неоколониальной политике послевоенных лет стали играть США.
Показательно, что арабское население Северной Африки, в отличие от той же Эфиопии, не играло никакой существенной роли в ходе боевых действий в течение всей второй мировой войны. После ее окончания с помощью бывших германских офицеров вермахта и спецслужб арабы стали укреплять свои вооруженные силы и разведку и явственно артикулировать свои притязания на национальную независимость. Однако, США и Великобритания и другие страны НАТО уже к 70-м годам прошлого века полностью взяли под свой контроль геополитическую ситуацию в регионе, стратегическое значение которого еще больше выросло.
Общий успех во второй мировой войне (не только под Эль-Аламейном) были достигнут англичанами и американцами за счет технического и численного превосходства над противником, оптимально сбалансированного состава всех видов вооруженных сил и мощной экономической базы.
Сегодня практически на том же театре военных действий идут военные конфликты, в которых участвует и наша страна. Периодически российские военные и политические руководители заявляют о достижении больших успехов, о том, что противник в лице террористов разбит, и война близится к концу. Однако, если уроки войны 75-летней давности в Северной Африке чему-нибудь учат, то прежде всего тому, что нельзя ввязываться в конфликт на отдаленной территории, не имея полного контроля над коммуникациями и не располагая достаточными для быстрого разгрома врага силами. А того, кто рискнет нарушить эти военные максимы, будь он хоть трижды военный гений и «лис пустыни», ожидает либо быстрое поражение, либо изнурительная война на истощение, победы в которой не может быть по определению.
В этой связи хочется верить, что российское руководство знакомо, хотя бы в общих чертах, с историей второй мировой войны.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.