Фото: globallookpress.com/Komsomolskaya Pravda
Будущий президент России будет балансировать между правыми либералами-западниками и правыми консерваторами-монархистами. Левые силы будут исключены из легального политического процесса.
С приближением президентских выборов в марте будущего года все явственней вырисовывается новый формат политического пространства РФ, сконструированный достаточно давно, но только сейчас обретающий конкретный персонифицированный контур.
До сих пор реальная двухпартийная система РФ была материализована в виде правящей партии «Единая Россия» и системной парламентской оппозиции, формально воплощенной виде трех партий (КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР), которые де факто представляли собой скорее три фракции одной партии оппозиции «ее величества» Администрации Президента (АП).
Такая структурная размытость давала власти больший простор для социально-политического манипулирования, чем существование одной оппозиционной парламентской партии с какой-либо альтернативной программой.
Экономический кризис, который начался задолго до введения Западом антироссийских санкций, ускорил генерацию социальных протестов, которые и без того были неизбежны на фоне разрушения социального государства и отсутствия социальных лифтов для всех категорий граждан, не входящих в узкий элитный круг.
Невозможность эффективно влиять на социальную и экономическую политику правительства, отражающего интересы крупного монополистического капитала, сконцентрированного в государственных и частных финансово-промышленных корпорациях, способствовала становлению четко осознанного молодежного протеста и успеху «оседлавшего» этот протест Алексея Навального.
В то же время самым катастрофическим образом утратила свой рейтинг системная парламентская оппозиция.
«Публика одинаково утомлена «коммунистами» Геннадия Зюганова (КПРФ), «Справедливой Россией» и ЛДПР. Постаревший Владимир Жириновский уже не воспринимается как пугало для нерадивых чиновников. В глазах массового обывателя он стал говорливым артистом из телевизора, к которому никак нельзя относиться серьезно. Впрочем, серьезно относиться более не имеет смысла ко всей «системной оппозиции» - говорится в редакционной статье на сайте Института глобализации и социальных движений.
Эта ситуация была осознана властью достаточно давно. Несколько лет назад влиятельный прокремлевский политтехнолог поделился в разговоре со мной идеей противопоставить нарастающему натиску либералов правоконсервативное движение с «православным уклоном». В сущности, он изложил проект создания двухпартийной политической системы с «исключенным третьим», то есть левым движением.
В настоящее время мы наблюдаем пока еще латентную материализацию это «конструктивной» идеи. Вокруг Ксении Собчак структурируется либеральная страта. Было ли ее выдвижение в качестве кандидата в президенты РФ инициировано Кремлем или нет, снимет она свою кандидатуру в последний момент или поучаствует в выборах, - все это значения не имеет. Исход выборов не подлежит обсуждению, а Ксения Анатольевна уже смогла стать центром кристаллизации праволиберальных сил, не вызвав при этом противодействия власти. Реальным лидером российских либералов, как я уже писал, является Алексей Кудрин, а Собчак просто форматирует будущую праволиберальную партию оппозиции. Такая партия формально пока не создана, но процесс уже запущен.
Нет пока и правоконсервативной партии клерикально-монархического толка. Но есть широко известные и, как говорится, «раскрученные» выразители таких взглядов, — Наталья Поклонская и Виталий Милонов. И возможно им еще предстоит такую партию создать и попытаться провести ее в российский парламент.
На прошлых президентских выборах действующий президент РФ артикулировал левую риторику, в глазах избирателей оппонируя радикальному либерализму. Но в действительности назначенное им правительство Дмитрия Медведева стало проводить и проводит до сих пор «программу, против которой голосовали сторонники Путина. Именно это является главным основанием для всеобщего разочарования в выборах».
Попытки власти превозмочь это разочарование с помощью воинственно-патриотической скрепы вызывают противоположные чувства. Так, депутат Госдумы от Волгоградской области Анна Кувычко представила нашумевший уже в соцсетях клип на песню «Дядя Вова», которую вместе с ней исполнили ученики волгоградской кадетской школы №44. Известный российский экономист профессор Яков Миркин прокомментировал это вежливо, но убедительно:
«В Волгограде дети собираются отдать свои жизни в будущей войне, о чем поют хором во главе с депутатом Государственной Думы. Возвратить Аляску. Если, конечно, «главный командир позовет в последний бой». А что такое Волгоградская область?
Валовой региональный продукт на душу населения в Волгоградской области – 4,7 тыс. долл. на душу населения, примерно в 2 раза меньше, чем по России (9,5 тыс. долл. (2015 год, Росстат). Намного ниже, чем в Колумбии. Чуть выше, чем в Гватемале. На 70% ниже, чем в Китае.
Ожидаемая продолжительность жизни – 72 года (2015 год). Это соответствует 100-102-му месту в мире (Вануату, Гватемала, Бангладеш).
Для мужчин ожидаемая продолжительность жизни – 66,7лет. Это Камбоджа, 123 место в мире.
Каждый год в 2007-2016 гг. в Волгоградской области «естественная убыль населения» в 5-10 тыс. человек. За это время – минус почти 70 тыс. человек.
Среднемесячная зарплата – 24,4 тыс. рублей, или примерно 400 долларов. Ниже, чем в среднем по стране на 25-30%...
Сочиняем песню: "Готова я сделать все, чтобы Вы, детишки, жили до 83 лет, как в Испании, а лучше - еще больше, плодились и размножались всем на зависть, прирастая мозгами, доходами и имуществом, и тогда Отечество наше будет сильное, а армия у него - как вороненый штык, и ходить Вам в последний бой никогда не придется. И об этом я буду петь в Москве, буду петь в самолетах, буду петь на заседаниях, в рабочих группах и комитетах, в чем торжественную клятву даю».
Не могу не согласиться с уважаемым экономистом: сжатие социальной сферы, катастрофическое снижение уровня и качества жизни девальвирует любые усилия власти играть на патриотической струне.
Однако, гроздья социального гнева пока еще не созрели. Доминирует социальная апатия. Электорат не ведется на политический цирк вокруг предстоящих весной будущего года президентских выборов и не верит вообще никому. Шансы увлечь за собой по меньшей мере молодежь были у Навального, но когда его выступления стали носить откровенно левый характер, он был снят с политической дистанции.
Что будет делать власть в такой ситуации? На мой взгляд, то же самое, что и на муниципальных выборах в Москве осенью этого года. Как сейчас стало известно, они прошли под лозунгом «тихих выборов». Придворные политехнологи информировали и мобилизовывали лишь свой ядерный электорат, то есть людей, полностью зависящих от действующей столичной власти. Как известно, выборы прошли более чем успешно. «Единая Россия» увеличила свое представительство в московских муниципиях. Успешно выступили также системные либералы из команды Дмитрия Гудкова-Максима Каца. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» потерпели сокрушительное поражение.
Скорее всего, «тихими» будут и президентские выборы. Системным инструментом такой политической технологии является административный ресурс и популистские лозунги. Вне сомнения, будущий кандидат номер один продекларирует социальную повестку, которой вряд ли кто поверит. Решающую роль сыграют, как и на всех предыдущих выборах, региональные элиты, взятые центром под жесткий контроль. Они включат свой административный ресурс, что в сочетании с почти неограниченными возможностями системы ГАС «Выборы» даст нужный результат как по активности избирателей, так и по их волеизъявлению.
Нынешний каскад аттракционов с выдвижениями самых анекдотических персонажей – это, выражаясь языком спецслужб, не более, чем ложная мишень. В дополнение к упомянутому выше властному инструментарию уже запускается старый и неоднократно проверенный проект «12 негритят», то есть участие в выборах нескольких не имеющих никаких шансов на победу спойлеров, задача которых только лишь привлечь на избирательные участки побольше народу.
Немного подробней о том, почему предстоящие президентские выборы будут «тихими». Что это значит и можно ли вообще реализовать такой проект в отношении вроде бы такого судьбоносного мероприятия, как выборы главы государства?
Термин «тихие выборы» в данном случае означает, что, скорее всего, не будет, скажем, ажиотажа в медиа, не будет истерических призывов типа «голосуй или проиграешь». Кандидат номер один предстанет как истинный центрист, усмиритель политических, религиозных и прочих страстей.
Солидно, спокойно и сдержанно он расскажет о своем видении лучшего, чем сейчас, будущего. Он попытается поселить в сердца людей надежду на замену радикально либеральной политики на умеренно либеральную.
Победит он в любом случае, даже если никто в его риторику не поверит. На выборы придут те, кто не сможет не придти. Все остальное сделают отработанные политтехнологии.
Как бы то ни было, забвение социальной повестки дня, решение всех экономических проблем за счет широких масс населения означает решительный сдвиг вправо, который предвещает не только окончательное обнищание большинства граждан РФ, но и реальную гибель среднего класса, главной опоры демократических режимов в странах с рыночной экономикой.
Будущее России, как оно определено во властных структурах, – это тотальное господство монополистического капитала, если употребить марксистскую терминологию.
Единственными бенефициарами такой политической системы будет ограниченное число финансово-промышленных корпораций, государственных и частных. Социальная база такой системы по определению не может быть массовой. Экономический кризис и санкции будут снижать ее до исчезающе малого предела, что вынудит власть постоянно закручивать гайки. Пока резьбу не сорвет. И тогда исключенные из нынешнего политического дискурса левые силы получат реальный шанс взять власть в свои руки.
Октябрьскую революцию, реализовавшую сто лет назад радикальные левые концепты, сегодня называют октябрьским переворотом. Как ни называй социальную катастрофу (а любая революция – это социальная катастрофа), легче для свергаемых ею элит не станет. Этот исторический урок, похоже, нынешние российские начальники напрочь забыли.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.