Фото: globallookpress.com/Kremlin Pool
Новая доктрина национальной безопасности США провозглашает начало новой мировой «гонки за всемогущество». А главными противниками Америки уже открыто называются Китай, Россия, Иран и Северная Корея.
Президент США Дональд Трамп, выступая в понедельник в Вашингтоне, представил новую доктрину национальной безопасности, которая была опубликована на сайте Белого дома. Само название этого документа , «A New National Security Strategy for a New Era» (Новая стратегия национальной безопасности для новой эры), свидетельствует о том, что его авторы придают этой доктрине важнейшее концептуальное значение.
Выступление Трампа было эмоциональным и, пожалуй, даже напыщенным. Он явно стремился подчеркнуть свой личный вклад в разработку этой стратегии. Из выступления Трампа явствовало, что он тоже считает свою страну находящейся во враждебном окружении. Америке, по его словам, угрожают нелегальные мигранты, латиноамериканские наркоторговцы, для защиты от которых надо построить стену на границе с Мексикой. Америке угрожают террористы, для защиты от которых нужно отменить визовую лотерею (грин кард). Америке угрожают Северная Корея и Иран, для борьбы с которыми следует усилить санкции. Торговые партнеры США обескровливают американскую экономику, и поэтому Трамп собирается пересмотреть торговые соглашения и радикально снизить налоги. Союзники США по НАТО не вносят необходимый вклад в обеспечение коллективной безопасности, поэтому Трамп настаивает на том, чтобы они увеличили свои военные расходы. Глобальные изменения климата, по мнению Трампа, являются пустой страшилкой, поэтому США вышли из Парижского соглашения по климату. Трамп обещал также навести порядок по части кибербезопасности. Впервые за последние десятилетия ни слова не было сказано «о правах человека и поддержке демократии в мире, как наносящей ущерб национальной безопасности», как говорится в комментарии на сайте «Голоса Америки».
Трамп отметил, что впервые стратегия США в сфере безопасности затрагивает проблему безопасности экономической. Также он заявил, что новая стратегия национальной безопасности знаменует разрыв с «приносящим вред секвестром в области обороны», то есть сокращением оборонных расходов.
В своем выступления Дональд Трамп коснулся отношений с Россией и Китаем:
«Мы сталкиваемся со странами, которые соперничают с нами, – Россией и Китаем, стремящимся бросить вызов американским интересам, ценностям и благосостоянию. Мы попытаемся наладить масштабное партнерство с этими и другими странами, но таким образом, чтобы наши национальные интересы всегда были защищены… Однако, стремясь найти подобные возможности сотрудничества, мы будем защищать себя и нашу страну – так, как мы никогда не защищали прежде».
Что касается самого документа, опубликованного на сайте Белого дома, то в нем Россия и Китай названы ревизионистскими государствами, «которые используют технологии, пропаганду и принуждение, чтобы сформировать мир, противоречащий нашим интересам и ценностям».
Сущность новой стратегии в документе определяется как «принципиальный реализм». Стратегия реалистична, потому что «признает центральную роль власти в международной политике, утверждает, что сильные и суверенные государства являются лучшей надеждой на мир во всем мире и четко отстаивает наши национальные интересы».
Принципиальность же новой стратегии, по мнению ее авторов, состоит в том, что она потому она «основана на продвижении американских принципов, которые распространяют мир и процветание во всем мире.
Некоторые российские высокопоставленные чиновники заявили, что новая американская доктрина носит имперский характер. Собственно говоря, так оно и есть.
Империалистическая сущность новой доктрины, как говорится, на берегу. Разве что слово «империализм» в этом документе не употребляется.
Вот, например, пассаж, провозглашающий энергетический империализм:
«Америка будет использовать свое энергетическое доминирование для обеспечения того, чтобы международные рынки оставались открытыми, а преимущества диверсификации и доступа к энергии способствовали экономической и национальной безопасности».
А вот империализм геополитического свойства:
«Мы обеспечим баланс сил в пользу Америки в ключевых регионах мира: в Индо-Тихоокеанском регионе, Европе и на Ближнем Востоке».
В документе также говорится, что прежняя политика США была основана на предположении, что «контакты с Россией и Китаем и включение этих стран в международные институты позволят сделать из них лояльных партнеров, которым можно будет доверять». «По большей степени это предположение оказалось неверным», — констатируют авторы новой стратегии. «Будучи отвергнутой как феномен прошедшей эпохи, гонка за всемогущество вернулась». Российский ядерный потенциал в документе назван «экзистенциальной угрозой» для Америки.
Слово «Россия» упоминается в документе 25 раз, «Китай» — 38 раз, «Иран» и «Северная Корея», которые прямо названы «разбойничьими странами» — 17 и 16 раз соответственно.
Нужно отметить, что в Кремле совершенно верно отметили системные признаки новой американской стратегии: «Имперский характер и нежелание отказываться от однополярного мира». Это формулировка пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Армянский военный аналитик, лучший, на мой взгляд, русскоязычный эксперт по американским военно-политическим стратегиям Рачья Арзуманян высоко оценил новую стратегию национальной безопасности США:
«Команда Трампа подготовила блестящий документ, надо признать. По духу и идеологии его можно связать с эпохой Рейгана, а формулировка «сохранение мира через силу» практически дословно повторяет Фрица Кремера - серого кардинала Пентагона времен холодной войны и учителя Генри Киссинджера… С чувством «глубоко удовлетворения» вижу концепты и понятия, которые развивал в своих работах последние годы - бери и расшифровывай те или положения стратегии».
Отмечу, что работы Рачьи Арзуманяна издаются в нашей стране военными издательствами, но российские начальники, похоже, не успевают их читать.
Что же касается имперских устремлений Америки и ее нежелания отказываться от однополярного мира, то такие интенции свойственны вообще всем мировым империям, будь-то Древний Египет, Ассирия, Рим или нынешние США.
Империям свойственна экспансия. Иначе это не империи. Имперские амбиции есть и у Российской Федерации. Еще недавно РФ ограничивала их стремлением доминировать в пространстве бывшего СССР, а сейчас простирает свои интересы и проецирует военную силу даже на Ближний Восток и Африку.
Помимо разницы в масштабах амбиций между США и РФ есть и гораздо более глубокие различия. В частности, если бы в Америке кто-либо из политиков посмел заявить, что в американской глубинке живет 15 миллионов лишних людей, которые следует переселить в городские агломерации, то такого смельчака мгновенно привлекли бы к суду, а скорее всего, просто линчевали. В России же, похоже, концепция сохранения лишь десятка крупных городских агломераций, которая обрекает на исчезновение тысячи малых городов и сел, де факто реализуется, хотя об этом не принято говорить вслух слишком часто.
Российские эксперты после публикации новой стратегии национальной безопасности США поспешили сделать вывод, что «Глубинное государство» Америки (иначе говоря, американские силовики) сумело «перековать на мечи» трамповские «орала», то есть заставило его отказаться от первоначально декларированной доктрины изоляционизма. Так ведь бывший главный стратег Трампа Стивен Бэннон не раз заявлял, что Трамп, возможно, даже не понимает, зачем его выдвинули на высший государственный пост Америки. Так вот теперь «банда генералов» в лице Джеймса Мэттиса, Герберта Макмастера и прочих представителей американского ВПК, похоже, все доходчиво объяснила 45-му президенту США.
Безусловно, официальная доктрина любого государства, имеющего имперские амбиции, да и традиции, имеет мало общего с его реальной стратегией, которая, как правило, цинична и допускает любые приносящие выгоду действия, от шпионажа до диверсий и провокаций против прямых врагов, конкурентов по гонке за всемогуществом и даже союзников.
Все это относится к сфере тайной дипломатии и может быть прочитано, как говорится, между строк официального документа. Видимо, пресс-секретарь Президента РФ, который назвал формулировки в доктрине Трампа «достаточно впечатляющими», неплохо владеет этим искусством.
В реальности публикация новой доктрины нацбезопасности США означает, по моему мнению, что против России будет вестись настоящая гибридная война с применением самых эффективных методов воздействия. С Китаем США будут «воевать» в экономической сфере и путем нагнетания напряженности в странах, граничащих с КНР.
Чтобы противостоять новому курсу США, нужно не так уж и много. Нужна сплоченная, патриотически настроенная и некоррумпированная элита.
Однако поскольку в РФ таковой не имеется, есть основания предполагать, что новая стратегия Америки может иметь определенный успех по меньшей мере в отношении нашей страны. По крайней мере, на первых порах.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.