Андерс Брейвик в общем-то и не стремился к оригинальности. Его манифест – собрание диктаторских банальностей, красиво сформулированных небездарными террористами двадцатого века, почерпнувшими свою мудрость из гораздо более древних источников.
Но не только тексты и идеи новоявленного тамплиера вписываются в традицию человеческого зла: Брейвик расстреливал людей под музыку. Под композицию Клинта Мансела из фильма "Властелин колец: Две Крепости".
И как тут не вспомнить, что самолет, летевший в 1945 году с атомной бомбой на Хиросиму, ориентировался по радиоволне, транслировавшей «Болеро» Равеля.
А лидер немецкого нацизма Адольф Гитлер превыше всего ставил музыку тончайшего композитора 19 века Рихарда Вагнера, особенно его «Кольцо Нибелунгов».
Добавим к этому еще и особую любовь Владимира Ульянова (Ленина) к Людвигу Ван Бетховену (его оценка Аппасионаты, как нечеловеческой музыки давно стала трюизмом), и получим на первый взгляд удручающую картину: божественная музыка провоцирует человека убивать.
Вот и ГКЧП в 1991 году, совершив практически политический переворот в России, все телепередачи заменила не менее значимым для мировой культуры, чем выше названные авторы и произведения, балетом Чайковского «Лебединое озеро».
Можно, конечно, начать бесконечный спор об ответственности композитора, о совместимости гения и злодейства, но мне кажется, что из этого никак не жизнерадостного факта – теркакта на острове Утойя - следует сделать единственный вывод: композитор Клинт Мансел стараниями очередного герострата встал в ряд великих музыкантов. И его произведения еще не раз подтолкнут талантливых людей к созданию новых шедевров мировой культуры.
Таких, как балет «Болеро» Равеля Мориса Бежара с Майей Плисецкой, или оперы Вагнера, поставленные Гергиевым в Мариинке, и многих других.
А герострат так и останется геростратом. С маленькой буквы.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.