Канадские ученые провели серию психологических экспериментов, которые наглядно показали, что когда люди мыслят аналитически, они не склонны уверовать в сверхъестественное и выражать сильные религиозные убеждения.
Чем больше и интенсивнее человек думает, тем реже он принимает что-либо на веру и тем труднее воздействовать на него тем или иным проповедникам.
Психологи Уилл Жерве и Ара Норензаян из Университета Британской Колумбии взяли за основу два типа мышления, выделяемых психологами – интуитивное и аналитическое, которые обычно используются для решения разных задач, но порой и препятствуют друг другу.
Исследователи провели ряд экспериментов с математическими задачами, которые предлагалось решить добровольцам, предложили испытуемым описать случаи из жизни, в которых они полагались на тот или иной тип мышления. И, наконец, обратились к подсознанию – предложили участникам эксперимента оценить произведения искусства, в которых одна группа рассматривала произведения искусства, изображающие умственное усилие, а другая — менее интеллектуальные виды деятельности. Кроме того, одни испытуемые решали головоломку со словами типа «анализировать», «рассуждать», «обдумывать», тогда как другие — «высокий», «плоский», «мягкий». В заключительном опыте добровольцы исследовали трудночитаемый текст, понимание которого требовали напряжения ума.
В итоге выяснилось, что те, кто преимущественно полагался на интуицию, оказались более религиозными, а те, кто в решении задач применял анализ, оценили силу своих религиозных убеждений гораздо ниже. То есть вера больше обращена к чувствам, эмоциям, чем к умению думать и делать выводы.
При этом авторы исследования подчеркивают, что не считают веру явлением иррациональным – зачем-то она существует уже множество веков, на протяжении всей истории человечества. Многие великие мыслители были одновременно верующими людьми, и как-то это в их голове уживалось. Вера с трудом поддаётся научному описанию, и очень трудно понять, как и почему религия временами способствует распространению невежества, фанатизма и конфликтов, а временами – благородства и жертвенности.
Психолог Даниэль Канеман из Принстонского университета (США), лауреат Нобелевской премии, считает, что религиозные убеждения имеют много форм и довольно редко представляют собой последовательный и согласованный набор принципов, вполне осознанный их носителем. «Нелегко отличить, что человек говорит, от того, во что он действительно верит», - цитирует его Компьюлента.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.