globallook
Что заставляет молодого человека, относительно успешного, полного сил, с целым веером возможностей перед собой, вдруг превращаться в жуткого убийцу, нациста, террориста? Что толкает милых юношей в Аль-Каиду или бригаду СС?
Прошлый век был особенно богат на массовые убийства – началось все с Первой мировой и геноцида армян, продолжилось фашизмом, концлагерями, сталинскими репрессиями, кровавой бойней в Югославии, сотнями тысяч убитых в Руанде. В новый век планета вошла, напуганная жестокими актами терроризма, убийством невинных жертв в Сирии, Аль-Каидой и запрещенным в России и многих других странах ИГИЛом.
В прежние времена считалось, что в человеке в момент убийства или жестокости просыпается дикарь, и наружу выходит его первобытное начало. Однако последние исследования биологов показали, что дело обстоит совсем наоборот, и синдром Е (по английскому названию дьявола – evil) – реально существующая патология. И этой патологией мы обязана как раз не инстинктам животного, а высшей нервной деятельностью. Целый ряд экспериментов показал, что именно передняя доля коры головного мозга, ответственная за принятие сознательных решений, блокирует более древнюю эмоциональную систему и вызывает когнитивный разрыв между разными участками мозга. Человек, принимающий участие в геноциде, принимает решение убить сознательно, вовсе не в аффективном состоянии.
Природный инстинкт как раз подсказывает нам, что наносить вред другому живому существу – нехорошо. Недаром среди животных геноцида не бывает, геноцид – результат именно человеческой высшей нервной деятельности, странный зигзаг эволюции, приведший нас к регулированию численности человечества самым простым и жестоким образом.
Синдром получил свое название от нейрохирурга Исаака Фрайда, профессора Университета Лос-Анджелеса. Биолог стал основоположником нового направления в биологии, на стыке с психиатрией – он доказал, что фашизм, национализм, исламизм и прочий экстремизм – патология, и в принципе ее можно как предвидеть и выявлять на ранних стадиях, так и лечить. Фрайд проводит регулярные конференции, на которых его коллеги докладывают новые результаты исследований, делятся экспериментальными достижениями.
Исследования массового убийства начались еще после Второй мировой войны, когда люди увидели, как обычный, положительный человек вдруг становится монстром. Психологи и психиатры накопили огромный опросный материал, который показал, что большинство участников геноцида просто послушно выполняют приказы, а идеологически их обосновывают единицы. В 1960 году известный психиатр Стенли Милгрэм провел в Йельском университете эксперимент, который пришлось прекратить досрочно - ученый пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Эксперимент был остановлен из-за дикой жестокости, проявленной некоторыми участниками.
Современная технология позволила коллегам профессора Фрайда обосновать его выводы вполне конкретными цифрами. Французский биолог Этьенн Кешлин из Эколь Нормаль в Париже смогла с помощью нехитрого эксперимента доказать правоту профессора – именно высшая нервная деятельность, наш разум заставляют порой людей совершать дикие поступки. Испытуемым предлагалось следовать определенным, совершенно бессмысленным и глупым правилам игры, в результате которых они получали 4 евро вместо 6, которые бы им достались, если бы они правилам не следовали. Однако, если они не следовали правилам вовсе, то и выигрыш в 6 евро обнулялся. При этом измерялась активность головного мозга и разных его частей, и выяснилось, что принятие решения, противоречащего инстинктивному поведению, дается мозгу труднее. При этом активными становятся как передняя часть коры головного мозга, так и более древние, глубокие его части, ответственные за эмоции. И разум побеждал эмоции в большинстве случаев».
«Правила и законы не меняют ценности, но меняют поведение», - полагает Кешлин. Привычки долгое время считались чем-то вроде инстинктов, не относящихся к высшей нервной деятельности – но все оказалось ровно наоборот.
Фрайд предположил, что самый первый акт убийства ввергает убийцу в шок, но если он находит рациональное объяснение своему поведению, то дальше все идет проще. По мнению биолога, роль привычки в нашей жизни еще совсем не до конца изучена. Патрик Хаггард из Университетского колледжа в Лондоне сопоставил сканы мозга с определенными стадиями принятия решений: «Если есть что-то или кто-то, на что можно переложить ответственность – начальство, приказ, человек способен дистанцироваться от совершаемого им».
Историк Кристофер Браунинг, изучавший деятельность нацистов в концлагерях, отметил, что «лишь ничтожная их часть могла считаться природными патологическими садистами, остальные просто исполняли приказ». «Первичный инстинкт не приносить вреда легко преодолевается желанием «выполнить приказ».
Фрайд полагает, что если синдром Е – генетически обусловленная патология, то существует и возможность определить его на ранних стадиях. Ведь люди, у которых когнитивный диссонанс между разными частями мозга не наступает, существуют. Уже начались эксперименты на крысах, которым вживляют нейроны в кору головного мозга, что резко меняет их поведение. По мнению биологов, это невозможно применить на людях, но эксперименты могут помочь разработать психологические методики, возможно медикаменты, снимающие эффект «синдрома Е» - конечно, все это дело далекого будущего.
Сребреница.
Гуантанамо Фото New Sxientist
Психологи тоже включились в исследование «Синдрома Дьявола» - они исследуют групповое поведение, которое усиливает синдром многократно. Скотт Атран из университета Мичигана и Стефан Райчер из Университета Сент-Эндрю исследовали насилие, мотивированное идеологически. Они пришли к выводу, что любого человека, попавшего в ситуацию подобного страшного выбора – стать преступником или пропасть, вначале поражает приступ растерянности, его природные эмоции борются с высшим разумом, и кто победит – зависит от конкретной личности. Большинство сдаются в случае если есть некий авторитет или группа, следующая определенным правилам, считают ученые. «Мир сразу делится на мы и они, по этому принципу складываются экстремистские организации», - пишет Райчер. Часто решение зависит от того, с кем себя хочет идентифицировать человек – с авторитетом или с жертвой.
Люди эволюционировали как сверх социальные существа, группа помогала им выжить, и поэтому принадлежность к группе важна для большинства. Специалист по когнитивной неврологии Жюли Грез из Эколь Нормаль полагает, что принадлежность даже к крошечной группе может менять наше поведение и отношение к аутсайдерам. Мы всегда испытываем меньше эмпатии к «чужим», чем к «своим». Причем группы могут быть самые разные и возникать спонтанно на разных основаниях – объединяются не только экстремисты, но и добровольцы, помогающие старикам. Недавно во Франции в поезде молодым французам удалось обезвредить грабителя, только потому, что один парень показал пример, второй присоединился, а за ним встал весь вагон.
Таким сложным образом действует эволюция, считают биологи, наделив нас разумом, она дала нам страшное орудие самоуничтожения. Гибель несет не ядерная бомба, а человеческое решение ее сбросить, отключившее эмпатию, свойственную всем животным.
В результате многочисленных экспериментов и исследований, Фрайду и его коллегам удалось сформулировать первые признаки распространяющегося Синдрома Дьявола, их семь: навязчивое стремление к повторяющемуся насилию; навязчивые убеждения; быстрый переход от общения к оскорблениям и насилию; невыразительные эмоции или их отсутствие; отчуждение насилия от ежедневной деятельности, придание ему особого статуса; поклонение власти и авторитетам; признание членов своей группы образцами добродетели.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.