Таинственное магнитное поле океанов удалось отобразить в беспрецедентных деталях

12 июня 2018, 13:46 [ «Суть Событий» ]

Pixabay

Когда заходит речь о расплавленном железном ядре Земли, вы, возможно, вспоминаете своего учителя географии, который без конца повторял, что оно создаёт сильное магнитное поле. Как выяснилось, течение океанов также вносит свой вклад в это явление, помогающее защитить нашу планету от опасного солнечного ветра, говорится в статье, опубликованной в Space.com.

Три европейских спутника миссии Swarm, которые были запущены Европейским космическим агентством (ЕКА) в 2013 году, только что закончили сбор данных и составили детальную 3D-карту этого загадочной силы. Теперь исследователи используют полученные данные, чтобы лучше понять, каким образом приливы создают магнитное поле и как оно сдвигается с течением времени.

Магнитное поле Земли получает свою защитную силу от расплавленного ядра планеты, литосферы и океанов. Именно оно «отражает» солнечный ветер, представляющий собой быстро движущиеся потоки ионизированных частиц, испускаемых внешним слоем Солнцем.

Миссия Swarm создала карту магнитного поля океанов, чтобы расширить наше понимание одной из таинственных сил, оберегающих планету. Исследователи сосредоточили своё внимание на океанах по ряду причин, но особенно потому, что роль, которую они играют в этом процессе, является небольшой, но жизненно важной.

ESA/Planetary Visions

Морская вода содержит соль, которая служит электрическим проводником, создающим токи. Известно, что воды океана двигаются циклически вверх и вниз несколько раз в день. Миссии Swarm удалось обнаружить, что по мере этих течений, постоянно движущаяся вода «буксирует» магнитное поле, окружающее нашу планету.

«Мы использовали Swarm для измерения магнитных сигналов течений от поверхности океана до морского дна, что даёт нам поистине глобальную картину движения океан на всех глубинах ‒ и это нечто совершенно новое», ‒ заявил Нилс Олсен из Технического университета Дании (DTU).

По сравнению с массивной оболочкой вокруг нашей планеты, магнитное поле, создаваемое океаном, намного меньше. По словам Олсена, оно слабее в 20 000 раз: спутники смогли зафиксировать напряжённость только в 2-2,5 нТл.

Интересно, что, даже когда магнитное поле, генерируемое океанами, старается перетянуть более сильное поле, как ребёнок, тянущий за руку мать, это также вызывает слабую магнитную реакцию ядра. Этот электрический сигнал поступает из литосферы, жёсткой внешней части планеты, состоящей из коры и верхней мантии.

Электрические свойства литосферы привлекли внимание исследователей, которые в 2017 году использовали данные спутников Swarm, чтобы создать карту магнитного поля планеты.

Тот факт, что слабое магнитное поле океанов способно повлиять на магнетизм непосредственно литосферы, может помочь исследователям узнать больше о коре и мантии.