Ответом Александра Лукашенко на все предложения Запада о нормализации отношений стала казнь Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Поспешный расстрел осужденных за теракт в минском метро будет расцениваться как очень серьезный вызов.
Приостановить исполнение приговора Александра Лукашенко просило лично руководство ЕС, давая понять, что в этом случае готово пойти на мировую с Минском и вернуть в Белоруссию отозванных ранее послов. А Европарламент даже отложил принятие резолюции о введении новых санкций против Минска. Однако президент Лукашенко демонстративно проигнорировал эти жесты.
О казни Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева объявило в субботу вечером белорусское телевидение. О дате казни не упоминалось. Президент Белоруссии Александр Лукашенко отказал осужденным в помиловании еще 14 марта. Соответствующее прошение главе государства подавал Владислав Ковалев. 16 марта к президенту Белоруссии обратилась и его мать. Однако к тому времени осужденные, судя по всему, уже были расстреляны.
Многие в Белоруссии сомневаются в виновности осужденных. С доводами белорусских следователей не согласились специалисты, приглашенные из РФ и Израиля. Генпрокуратура Белоруссии даже пригрозила уголовным преследованием тем, кто публично оспаривал официальные выводы следствия и суда.
Казнь осужденных была совершена в очевидной спешке: три с половиной месяца после приговора и сразу же после отказа президента в помиловании. Власти не стали даже дожидаться решения последней инстанции — президиума Верховного суда, а также проигнорировали просьбу Комитета ООН по правам человека не приводить приговор в исполнение до рассмотрения индивидуальной жалобы осужденных.
"Обычно смертный приговор в Белоруссии приводится в исполнение спустя год-два после его вынесения, на случай если вскроются новые подробности дела,— заявил журналистам политолог Виктор Демидов.— Я не исключаю, что ненормально быстрое исполнение приговора по общественно-громкому делу вызвано страхом, что Коновалов и Ковалев в случае справедливого расследования расскажут что-то, о чем должны молчать вечно. Версия, что все это провокация спецслужб, остается очень популярной в белорусском обществе".
Как уверяют собеседники "Коммерсанта" в Брюсселе, теперь реакция Европы "будет крайне жесткой" — казнь ускорит введение против Белоруссии санкций, которые сильно ударят по экономике страны. Спасать ее, судя по всему, придется России. Об этом уже успел заявить вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин: "мы наших белорусских коллег в обиду не дадим".
Как пояснила белорусский политолог Ольга Абрамова, сейчас нормализация отношений с ЕС Александру Лукашенко не слишком нужна. Такую позицию эксперт объясняет "фактором Москвы": пока Александр Лукашенко собирает сливки российских дотаций в виде дешевых нефти и газа, возобновление финансовых вливаний с Запада для него не так важно.
Сожаления по поводу случившегося выразила глава МИД ЕС Кэтрин Эштон, осудившая казнь. Глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что потрясен происшедшим. А глава МИД Нидерландов Ури Розенталь потребовал от ЕС принять максимально жесткие экономические санкции в отношении Минска.
Суть карательных мер уже обнародовала Кэтрин Эштон. По ее словам, за расширением списка "невъездных" белорусских чиновников последуют полномасштабные экономические санкции против режима Лукашенко: до конца марта совет министров ЕС рассмотрит полный список белорусских предприятий и бизнесменов, к которым будут применены санкции.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.