Август 1991 года запомнился москвичам нудным дождем и «Лебединым озером» по телевизору, периодически прерываемым заявлениями ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению, спасавшего Россию от очередной закулисы.
Россию вообще принято непрерывно спасать – просто так мы жить и тихо радоваться не умеем и не желаем, нам неинтересны пресные будни. Спасители Отечества возникают на просторах нашей родины, просто как грибы – и спасают как правило, не от бедности, болезней, глупости и алкоголизма, а от мировой закулисы, происков ужасно коварных иностранных агентов, злобных предателей и врагов народа. Устав от сражений с постоянно покушающимися на Родину, мы начинаем битву за урожай или даем бой пьянству, или боремся с коррупцией, но совершенно безуспешно – борьба с конспирологическим неприятелем удается гораздо лучше, правда гибнут в ней на 100% свои собственные граждане.
Группа весьма консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ 19 августа 1991 года решила сменить Михаила Горбачева и его курс. Основной целью ГКЧП провозглашалось не допустить развала СССР и подписания нового союзного договора, восстановить законность в СССР и приостановить распад государства, восстановить цензуру и социалистический принцип хозяйствования, но главным желанием было вернуть страну в прошлое, чтобы ничего не менялось и было, как всегда – в этом члены ГКЧП видели счастье свое и народа.
Но возврат в прошлое невозможен – участникам ГКЧП не хватило ни решимости, ни сил, ни поддержки – все уже давно хотели перемен, и попытка провалилась. Организацию сопротивления взяли на себя власти Российской федерации, по их призыву у Дома Советов Российской Федерации, как тогда именовался Белый дом, собрались массы москвичей, среди которых были представители самых разных социальных групп — от демократически настроенной общественности, студенческой молодёжи, интеллигенции до ветеранов Афганской войны. В результате столкновения военных с защитниками Белого Дома погибли три человека (Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский), и жертва настолько напугала заговорщиков, что никто не смог отдать приказ стрелять по людям. Члены ГКЧП были арестованы, министр внутренних дел СССР член ГКЧП Б.К.Пуго покончил жизнь самоубийством, остальные вскоре были тихо отпущены и тихо дожили персональными пенсионерами. Забавно, что ливийский лидер Маммар Каддафи даже успел послать ГКЧП поздравительную телеграмму с восстановлением правильной власти в стране…
Исход событий в августе 1991 года определила история – не так уж много народу вышло на улицы, причем только Москвы и Петербурга, но есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать – и далеко не всегда все решает сила и оружие. В истории бывают моменты, когда приказ расстрелять одного человека оканчивается самоубийством приказавшего – таковы законы мироздания, и изменить их не дано никому, накопление случайностей дает в результате вполне объективные закономерности.
Сегодняшняя оппозиция сравнивает нынешний август с тем, прошлым, и видит параллели. Она призывает на митинг, который пройдет возле Белого Дома в память о событиях августа 1991 года, он согласован с властями, и в нём могут принять участие до полутысячи человек. Организаторами акции выступили РПР-ПАРНАС совместно с «Яблоком», «Комитетом гражданских инициатив», «Лигой избирателей», «Мемориалом» и защитниками Белого Дома.
«Теперь некоторые представители власти тоже хотят «спасти страну». Видимо, в их представлении это именно так – благая, или даже благородная цель. Мне кажется, что мнение о том, что они просто хотят «хапнуть денег», примитивно и совсем недостаточно. Они хотят сделать страну зачем-то «сильной», опять жуткий оборонный бюджет, опять нас от кого-то «спасают», пренебрегая наукой, культурой, здравоохранением, самыми важными для человека сферами. Но поведение властей мне видится (или у меня галлюцинации?) опять суицидальным», - так пишет в годовщину событий августа 1991 года Ольга Старовойтов, сестра Галины Старовойтовой, руководитель фонда ее имени.
«Люди во власти должны осознавать – за эти 20 лет страна стала другой, никакие хитрые маневры и тайные операции не помогут надолго удержать обманом захваченную власть, чем активнее попытки удержать власть в своих руках, тем к большим жертвам это приведет, и рано или поздно украденное прийдется отдать, а за преступления придется ответить», - вторит ей журналист Хайнрих Ансон.
«Оказывается, только десять процентов россиян считают августовские события 1991 года победой демократической революции, а остальные относятся к этому событию отрицательно или безразлично пожимают плечами… Завтра наши десять процентов будут целый день нести цветы к стеле, поставленной над туннелем, где погибли Владимир Усов, Дмитрий Комарь и Илья Кричевский. Мы их не забыли. У нас хорошая память», - помнит события августа двадцатиоднолетней давности писатель Борис Акунин и призывает почтить память жертв путча цветами. И он прав – капля точит камень, и именно десять процентов в истории сотни раз меняли судьбы остальных девяноста…
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.