Речь президента Владимира Путина перед участниками Архиерейского собора Русской православной церкви, в которой глава государства предложил отбросить вульгарное понимание светскости, активно обсуждается обществом.
В речи главы государства граждан и экспертов взволновали сразу несколько моментов. Во-первых, внимательные и придирчивые блогеры немедленно провели параллели между речью президента и речью главы его администрации Сергея Иванова, произнесенной четыре месяца назад на открытии XVI Всемирного русского народного собора. Увы, обнаружились факты недоработок писарей из администрации – либо речи писал один и тот же человек, который поленился разнообразить риторику, либо кремлевские работники списывают друг у друга, что тоже не хорошо, считают блогеры из сообщества ru_politics в «Живом журнале». Ушлые интернетчики приводят в доказательство цитаты, совпадающие слово в слово: «когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, с настоящей травли Русской православной церкви и других наших традиционных конфессий - начиналось разрушение единой страны, ее срыв в революции и потрясения, в братоубийственные конфликты и войны» (Путина цитирует ИТАР ТАСС) и «когда именно с размывания духовных основ началось разрушение единой страны, ее срывы в революции и потрясения, в гражданское противостояние» (Иванов, цитирует newsru.com). По мнению блогеров, в Кремле уже дошли до ручки с нехваткой кадров, -некому речи писать».
Во-вторых, более серьезное недоумение вызвало содержание речи – никто не понял, что же хотел сказать президент? «У нас государство светское. Возможно, это примитивное понимание. Значит, это первый вопрос. И второй вопрос, президент Путин сказал про исключительно православную церковь. А если уже идти по этому пути, если не примитивно принимать тезис о светскости нашего государства, а не примитивно понимать, то есть у нас государство, значит, не светское... Да? Ну, если так как-то дальше разворачивать. Значит, у нас государство не светское. Хорошо. Но тогда что, только православное, что ли? А куда мусульман девать, я прошу прощения?», - вопрошает историк Николай Сванидзе. Действительно, можно ли Конституцию понимать вульгарно или не вульгарно, и что это вообще значит, как-то никто не прояснил – ни президент, ни его Администрация, которая, судя по всему, речь писала. «Непонятно, кто такие «мы», кто от чего должен уйти? Тут есть серьезные вопросы. Если речь идет о каких-нибудь либеральных публицистах, крайне либеральных, или о людях с пережитками советско-коммунистического воспитания, то можно сказать, что пора бы им и повзрослеть. Но поскольку говорит президент, то возникает вопрос — с кем он полемизирует? С журналистами? С блогерами? Или с практикой собственной государственной политики? Это мне неясно из его слов, а соответственно, неясно и что конкретно он считает слишком вульгарным в своей прежней религиозной политике», - так же недоумевает дьякон Андрей Кураев. При этом политологи, зная страсть нашего чиновничества кидаться рьяно исполнять любые намеки, прозвучавшие из уст начальства, опасаются, что сейчас всех начнут насильно загонять в православие – первые признаки того уже нет, недаром петербургский Водоканал на всякий случай не ограничился очисткой и дезинфекцией водопроводной воды, но и освятил ее.
И третий вопрос кажется не столь очевидным, однако весьма значимым. Он формулируется просто: «Где деньги, Зин?» Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий немедленно попросил президента в равной степени финансировать государственные и негосударственные социальные учреждения, сообщает газета «Ведомости».
Удивительное преображение российского чиновничества, внезапно вдруг оборотившегося к религии, продолжающего пока путать Крещение Господне с Крещением Руси (например – мэр города Химки), но истово бухающегося лбом об пол и машущего перстами, порой не в ту сторону, но яростно, поражает. Еще недавно они с той же страстью поклонялись коммунистической идее, Ленину и КПСС, и клеймили церковников и веру на чем свет стоял, и вот – как птица Феникс возродились из пепла, и бросились молиться другим богам, поменяв красное знамя на крест.
Очень уж хочется, чтобы все мыслили одинаково, и верили не рассуждая, а главное – не задавали вопросов про бюджет и ЖКХ. Бог терпел, и нам велел – очень удобная формула. Вопрос – а сами-то они во что верят? Похоже, в Маммону, и не особо задумываются – а вдруг Ад и на самом деле существует и черти уже потирают копытца?
«Но поскольку у Путина сейчас третий срок, он хочет подчеркнуть своим сегодняшним выступлением, что он рассчитывает и дальше на поддержку Московской патриархии. Поэтому он сейчас говорит в такой форме. Он гибкий и очень опасный политик. Если он сейчас так выступает, это вовсе не значит, что через год или через полгода он не остановит, допустим, процесс введения военных священников», - считает политолог Александр Морозов. И вдруг придется опять менять веру, а уже шеи обвешаны крестами? Не дай бог, начнется язычество и придется строить на каждой вилле и даче по капищу Перуна? Вот будет удар-то для чиновничества…
«В XIX веке, во времена Российской империи, один из высокопоставленных иерархов официальной Православной церкви писал: «Православие не требует для своей твердости гнилых подпор». Не требуют таких подпор и религии России. Религиозное можно защитить только и исключительно через культуру. Закон тут бесполезен», - пишет Денис Ряпушкин на Полит.ру.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.