"Можно ли считать хулиганский налет на базу геологов в Воронежской области экологическим и общественным протестом?" - задается вопросом "Российская газета", которая попробовала детально разобраться в произошедшем в материале Олега Семенова "Погром на Хопре".
"В Новохоперском районе Воронежской области 22 июня 2013 года произошли события из ряда вон выходящие - толпа численностью более тысячи человек ворвалась в лагерь геологов, выполняющих поисково-оценочные работы на перспективных медно-никелевых рудопроявлениях, и устроила погром: сожгла буровые, автомобили, вагончики...
Атака была целенаправленной и хорошо спланированной. Быстро сломали символический забор из сетки-рабицы, прямиком направились к буровым установкам и две из них сожгли. Третья не успела разгореться - ее затушили охранники. Рабочие разбежались. Потом громили вахтовый поселок - переворачивали вагончики и автомобили, били стекла, резали шины, пытались продолжить поджоги. Портили стройматериалы, присваивали подвернувшийся ручной инструмент. На все это варварство ушло меньше часа. Уходя, толпа остановила пожарные машины, шедшие к горящим буровым, и слила из них воду.
Первая реакция в СМИ была молниеносной - рассказывали о лопнувшем терпении, о народном недовольстве, о решительном вкладе в борьбу за экологию. Штатные оппозиционеры радостно гнали информационную волну. Отметились даже деятели "оранжевой революции" в соседнем государстве, поддержавшие беспорядки как метод.
Потом пошло разбирательство. Выяснилось, что беспорядкам предшествовал несанкционированный митинг. Правда, многие, включая официальный сайт ГУ МВД по Воронежской области, утверждали, что митинг был санкционированный. Позже разобрались, что санкционирован он был в другом месте. Нашлось и видео, где начальник полиции Новохоперского района официально предупреждает организаторов о незаконности мероприятия.
Многочисленные ролики, сгоряча выложенные в Интернете, стали исчезать и редактироваться. Из них тщательно убирались люди в масках и особенно без масок. Организаторы и участники несанкционированного митинга в один голос заговорили об отсутствии дурных и противоправных намерений. Некоторые в своих пресс-релизах пытались прикрыться событиями прошлого нападения на лагерь геологов 13 мая, когда нападавшим удалось устроить некое подобие драки и даже бравировать одним тяжело пострадавшим, которого, впрочем, в одной больнице не взяли из-за отсутствия оснований для госпитализации, а из другой стремительно выписали, чтобы не занимать дорогостоящее место попусту.
С экологией тоже не заладилось. Во-первых, до населения постепенно стало доходить, что экологические ужасы о том, что Хопер высохнет, что из-за шахты пойдут кислотные дожди, что никель радиоактивен, которыми на протяжении полутора лет пугали заезжие провокаторы, не соответствуют действительности. А во-вторых, нападавшие сами нанесли серьезный экологический ущерб, значительно превышающий любое воздействие геологоразведки - разлили солярку, бочки с машинным маслом. Чудом уцелевшая буровая в момент погрома как раз проходила те самые водоносные горизонты, о которых якобы пекутся "экологи"-поджигатели. Только благодаря действиям охраны, потушившей пожар, и профессионализму геологов, сумевших продолжить работу на поврежденном станке, удалось завершить обсадку скважины трубами и предотвратить еще более печальные экологические последствия.
После погрома 22 июня с его осуждением выступила четверка видных ученых Воронежского государственного университета - заведующий кафедрой минералогии, петрографии и геохимии академик Н. М. Чернышов, заведующий кафедрой гидрогеологии и инженерной геологии профессор В. Л. Бочаров, заведующий кафедрой социологии и политологии профессор В. С. Рахманин, заведующий кафедрой экономики труда и основ управления профессор В. Н. Эйтингон. Ученые заявили, что разработка месторождений способна изменить к лучшему деловой климат и экономику Воронежской области, повысить уровень и качество жизни новохоперцев. При этом экологически безопасные технологии освоения есть, и в будущем необходимо добиться их обязательного применения. А проводимые сегодня геологоразведочные работы, по словам титулованных ученых Воронежской области, не представляют никакой опасности для экологии.
Под камерами корреспондентов федеральных телеканалов исчезла пасторальная картинка рая, который якобы может разрушить геологоразведка. Беспристрастные объективы увидели район, в котором основной род занятости - личное подсобное хозяйство, мужчины уезжают на заработки в Москву, оставляя жен и семьи, а главу района трудно найти как корреспондентам, так и самим жителям. А если геологоразведка будет успешной, то в районе возникнет предприятие, которое, по словам губернатора Алексея Гордеева, экономически будет безусловно выгодным для региона, поскольку даст 4000 новых рабочих мест, дополнительные доходы жителям и предприятиям области в размере 6 - 7 млрд рублей в год, дополнительные поступления в бюджеты от 3 до 4 миллиардов рублей в год. Добавим, что в этом случае Новохоперский район сможет решить и многие социальные проблемы. Его жители не станут уезжать на работу вахтовым методом в другие регионы, а, работая дома, будут получать зарплату в два-три раза больше сегодняшней. Причем строго по Трудовому кодексу и с социальными гарантиями - обучением по профессии и даже программами по доступному жилью, которые обещает компания. При этом, как говорят ученые и профессионалы, без каких бы то ни было рисков для экологии.
Для погромщиков неприятной неожиданностью стало то, что современные информационно-визуальные технологии, которые используются для организации протеста, это палка о двух концах. Многочисленные фотографии и видеозаписи зафиксировали для истории не только горящие буровые, но и лица тех, кто участвовал в беспорядках. Большинство оказались жителями Урюпинска и одноименного района из соседней Волгоградской области. Некоторые "герои" были замечены и ранее как участники несанкционированных митингов, провокационных и хулиганских акций в феврале, марте и мае этого года.
Все эти факторы, собранные воедино, поставили два крупных вопроса, которые нашли отражение в публикациях в местной газете "Воронежская правда". Первый - кому выгодны беспорядки и какова роль в этом деятелей оппозиции, замеченных на территории, среди которых мог быть Константин Рубахин, как пишут СМИ, помощник депутата Ильи Пономарева? Почему "народный" протест так сильно напоминает технологии организации беспорядков из методичек "оранжевых революций"? Не является ли это попыткой перенести центр протестного движения из сытой Москвы, где людям, несмотря на все трудности, есть что терять, в провинцию, где в отсутствие экономического роста жизнь повседневная настолько тяжела, что к протесту готов присоединиться каждый, даже если это протест против проекта, который может дать и работу, и зарплату, и уверенность в завтрашнем дне?
Второй вопрос - почему полиция нерешительно действовала 22 июня и до того? Почему не было замечено усиления районной полиции, хотя об акции было известно заранее и представители УГМК заявили об этом не только на официальных совещаниях, но даже в региональной прессе? Очевидцы удивляются, почему в районе не пресекаются несанкционированные митинги, регулярно проходящие с начала 2013 года. Почему общественность ничего не знает о расследовании уголовных дел по фактам нападений на геологов в марте и мае, как непонятно чем закончилось дело о февральском нападении. По данным СМИ, Константин Рубахин давал показания в связи с февральским делом.
От того, как скоро будут даны ответы на эти вопросы и будут ли они даны вообще, зависит будущее не только Новохоперского района Воронежской области, но и прилегающих к нему территорий. Этот случай тест на жизнеспособность нашей экономики и региона в сложных условиях, которые готовит нам ближайшее будущее.
Андрей Козицын, генеральный директор УГМК:
- В случае успешной реализации проекта региональный и районный бюджеты получат до 3 - 3,5 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений ежегодно. Новохоперский район, сегодня почти полностью дотационный, сможет перейти в разряд самодостаточных и даже профицитных.
Владимир Чечулин, генеральный директор геологоразведочной компании "Уралмедьсоюз":
- Наша работа в том, чтобы искать полезные ископаемые, ставить их на государственный баланс. Только после этого они становятся ресурсом для развития экономики, для улучшения благосостояния людей.
Виктор Бочаров, председатель Общественного совета по контролю за разработкой медно-никелевых месторождений при Воронежской областной Думе:
- Все будет безопасно, если соблюдать экологические нормы с помощью современных технологий.
Олег Семенов
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.