6 августа 2013 года тихая жизнь провинциального города Воскресенска, что на юго-востоке Московской области, была разбавлена в прямом смысле захватывающим событием. Химкомбинат ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» оказался оккупирован группой неизвестных лиц, а его работа парализована.
Как выяснилось, операция была проведена силами управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) по Московской области. Были ли реальные основания предполагать, что крупный завод по производству минудобрений (2500 работников), одно из градообразующих предприятий Воскресенска с многолетней историей, все эти годы был частью какого-нибудь наркокартеля или комбинат просто стал жертвой акции устрашения, в которую оказались втянуты сотрудники спецслужб?
Как сообщил изданию представитель «ВМУ», который позвонил в редакцию, но, по понятным причинам, просил не называть его имя при публикации, «утром 6 августа группа лиц, с применением силы и угрожая оружием», ворвалась на ОАО «ВМУ». Глава визитеров представился начальником первого отдела УФСКН Чебуреевым Станиславом Александровичем и предъявил запрос от своего ведомства за подписью начальника подмосковного УФСКН генерала-лейтенанта полиции В.Н. Юрченко с требованием предоставить документы, связанные с оборотом прекурсоров на предприятии.
Прекурсорами называют вещества-предшественники наркотических средств и психотропных веществ, включенных в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В этот список, как оказалось, входит и серная кислота, которая является частью технологического процесса производства сложных минеральных удобрений на «ВМУ» и оборот которой в России превышает 11 млн тонн в год. Она, как утверждают, используется при первичной переработке кокаинового листа в кокаиновую массу. Наверное, цистерна серной кислоты, отправленная в Южную Америку, могла бы вызвать подозрение у ФСКН. Но, по меньшей мере, странно приравнивать завод-производитель удобрений к наркодилеру и применять против него силовые методы.
Что характерно, утверждают заводчане, на запросе подмосковного УФСКН отсутствовали дата и регистрационный номер, то есть, документом он, по сути, не являлся. Но даже надлежащим образом оформленный документ можно было просто направить по почте, а врываться на предприятие с автоматами наперевес нужды не было. Тем более без санкции прокуратуры, что является грубым нарушением закона. Если только целью визитеров действительно были документы.
Обыскав цеха и сняв копии с документов, касающихся оборотов прекурсоров, наркополицейские принялись искать… нелегальных мигрантов! Сотрудники завода попытались было объяснить, что «ВМУ» иностранную рабочую силу не привлекает, а все иностранцы, работающие в подрядных организациях, имеют все необходимые документы, иначе на режимный объект их просто не пустят, но эту информацию визитеры проигнорировали. Силовики также пытались найти на территории завода некий «цех по пошиву спортивной обуви», хотя каждому воскресенцу известно, что никаких подпольных обувных фабрик на «ВМУ» нет.
Как утверждает предствавитель предприятия, как только стало ясно, что выявить нарушения не удалось, а у схваченных на территории иностранных рабочих оказались надлежащим образом оформлены документы, визитеры якобы потребовали у службы безопасности завода «срочно найти им 4-6 нелегалов». Они, особо не стесняясь в выражениях, пояснили, что у них «есть задание на проверку предприятия» и распоряжение искать негатив «до последнего» было четким и недвусмысленным, и если они уйдут ни с чем, то «всем будет хуже».
Тем временем лидер «гостей» Чебуреев постоянно звонил по телефону некоему Алану Петровичу, которому подробно описывал обстановку и от которого получал дальнейшие указания. Позднее оказалось, что ни в областном, ни в федеральном ФСКН сотрудников с таким именем и отчеством нет. Кто же это был? Вполне вероятно, что представитель тех самых закулисных заказчиков захвата.
В финальном акте спектакля сотрудники ФСКН сосредоточились в кабинете главного бухгалтера предприятия, куда следователь Чебуреев вызвал спецназ (!). Начальник первого отдела УФСКН внезапно стал расспрашивать главбуха, куда, кому и почему поставляются удобрения, потребовал список контрагентов. Но какое отношение коммерческая документация завода вообще имеет к обороту серной кислоты? Чебурееву было сказано, что соответствующие документы могут быть предоставлены ему только по письменному запросу.
Во время очередного сеанса связи с таинственным Аланом Петровичем, сотрудник ФСКН просил оставить спецназ на «ВМУ» на ночь, так как, по его словам, «на заводе работают одни нелегалы», он всерьез обеспокоен возможностью сопротивления и без силовой поддержки может не справиться. Уходя, Чебуреев безуспешно просил у руководства завода бумагу о том, что весь день цеха работали и ФСКН своим визитом нормальной работе предприятия совсем не помешала, хотя на весь день «ВМУ» фактически оказалось парализовано. Однако ему было сказано, что «ВМУ» уже направило протест на действия его и его сотрудников в Воскресенскую прокуратуру. Ближе к концу рабочего дня машины силовиков неторопливо покинули территорию химкомбината.
Через несколько дней, видимо, осознав возможные последствия действий своих сотрудников и пытаясь их прикрыть, УФСКН на своем сайте опубликовало сообщение, в котором заявляет об обнаружении на «ВМУ» «нелегалов, выполнявших работу на химически опасном производстве в состоянии наркотического опьянения». В ответ химкомбинат распространил официальное заявление, в котором говорит о подаче жалоб на незаконные действия сотрудников УФСКН РФ по Московской области в суд и в прокуратуру с требованиями провести расследование и принять меры в отношении допустивших грубые нарушения сотрудников службы и возместить предприятию нанесенный экономический ущерб.
Казалось бы, все описанное выше уже тяжело представить в России XXI века, но пока приходится наблюдать в городе Воскресенске. Увы, спецслужбы все еще нередко оказываются орудием в чужих руках, в том числе их нередко используют для запугивания в недобросовестной конкурентной борьбе. То, что произошло на «ВМУ» – проведенные с применением силы проверка, задержания работников и обыск без согласования прокуратуры, без каких-либо законных оснований и оформленных документов трудно представить в любом цивилизованном и правовом государстве. Акция устрашения привела к остановке градообразующего предприятия, которое понесло убытки и, соответственно, заплатит меньше налогов в бюджет. Кто возместит заводу ущерб? В прошлом году воскресенский химкомбинат произвел 882 тыс. тонн продукции. Значит, из-за суточного простоя не было произведено и отгружено аж 2,4 тыс. тонн. Чего ради? Абсурдных поисков на заслуженном предприятии наркополицейскими цеха по пошиву спортивной обуви мигрантами?
Фактически сотрудники существующей на деньги налогоплательщиков службы вместо того, чтобы бороться с реальными преступлениями, тратят рабочее время, силы и средства на сомнительные акции в чьих-то интересах. Наверное, слова главы государства, сказанные еще в 2008 году о том, что «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес» прошли мимо сотрудников подмосковного ФСКН.
Остается надеяться, что инициаторы или заказчики акции будут выявлены, все причастные к незаконным действиям понесут наказание, а убытки предприятию будут возмещены.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.