Катастрофическое наводнение в бассейне Амура еще не достигло своего пика. Хабаровск с напряжением ждет повышения уровня Амура до 780 см. Президент России, пролетев над затопленными селами и полями Приамурья и выслушав отчеты о нанесенном ущербе населению и хозяйству, требует принять все меры для того, чтобы это не повторилось.
Первоочередным мероприятием, имеющим долговременный положительный результат, должно стать регламентирование использования поймы и строительство защитных гидротехнических сооружений вокруг городов, считает Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Сегодня все чаще высказывается мнение о том, что единственная панацея от наводнений на Амуре – строительство новых плотинных гидроэлектростанций.
«Но мировой опыт показывает, что только строительство противопаводковых плотин и водохранилищ не решает всей проблемы. Раз в 100 лет приходит такая вода, что никакие плотины не выдерживают, провоцируя еще больший ущерб ниже по течению. А иногда кончаются и катастрофой при разрушении дамб и переливе воды через гребень плотин», – говорится в позиции WWF.
Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Амур (СКИОВО) может стать базовым документом для предотвращения ущербов при наводнениях в регионе, отмечают в WWF.
29 августа в Хабаровске состоялось заседание Бассейнового Совета Амурского бассейнового округа с участием представителя Амурского филиала WWF России, на котором были рассмотрены и утверждены материалы СКИОВО.
В СКИОВО предложены меры, которые могут помочь избежать масштабных бедствий в будущем: зонирование поймы, противопаводковые сооружения, расчистка и углубление русел рек. Схема станет инструментом, позволяющим использовать пойму так, чтобы избежать ущерба при любых наводнениях.
«Схема комплексного использования и охраны водных объектов определяет основные направления водохозяйственной деятельности в бассейне Амура на ближайшие 6 лет, – рассказывает эксперт Амурского филиала WWF России, кандидат химических наук Петр Осипов. – Одним из важнейших аспектов, учтенных при ее подготовке, является снижение негативного воздействия наводнений. В результате анализа предложено разработать региональные нормативно-правовые акты, регулирующие хозяйственное использование паводкоопасных территорий».
«Крупные реки подвержены естественным природным циклам, которые в годы максимальной водности человек регулировать не в состоянии. И стоит определиться, где есть смысл противостоять паводку, а где нужно уступить реке», – считает Петр Осипов.
Другим важным аспектом предотвращения ущерба от паводка, особенно в среднем течении Амура, должно стать налаживание оперативного обмена информацией о паводковой ситуации и ее развитии с КНР. В условиях перехода китайских плотин в режим прямотока предсказывать развитие ситуации на Амуре становится крайне затруднительно.
Последние десятилетия были маловодными и наводнения на Амуре были локальными, захватывая бассейны одного или нескольких притоков. В отдельных районах наблюдалось иссушение, понижение уровня грунтовых вод и даже нехватка воды. Поэтому люди стали селиться ближе к берегам рек и озер, забыв о том, что эти территории ранее затапливались. В это же время новый Водный кодекс (2006 г.) оставил для крупных рек только 200-метровую водоохранную полосу, по сути отменив все прежние наработки ученых и гидрологов по ограничению использования поймы в пределах 1% паводка. Отсутствие государственных запретов и человеческая самоуверенность привели к тому, что зоны возможного затопления стали интенсивно застраиваться.
Прошло 30 лет с последнего наводнения в 1984 г. и Амур напомнил, что не зря его называют в Китае Черным Драконом. Одновременное выпадение многомесячных норм осадков одновременно на всей территории бассейна стало причиной крупнейшего за 150 лет истории Дальнего Востока разгула водной стихии.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.