
Фото: И.Чигарских
«А вы сами останьтесь и посмотрите, как нас трясет!», — чуть ли не кричит жительница села Аршаново, в километре от которого начал работать новый угольный разрез. Уже несколько месяцев село сотрясается от взрывов. Вода из поселковых колонок уходит все глубже под землю, дороги постепенно приходят в негодность, а люди как были безработными, так и остались. Когда-то власти Хакасии обещали не допустить открытия разреза без согласия аршановцев. Теперь, когда разрез открыт, люди боятся, что и угольщики их обманут.
Говорят, пару лет назад дорога из Абакана в Аршаново была одной из лучших в Хакасии. Теперь она вся в выбоинах. По ней огромные грузовики возят уголь. На первой улице села, которая начинается как Геологическая, а продолжается как Степная, расположен пивной бар под названием "Успех". Внутри стоит стол для пинг-понга и висит табличка "В долг не даем". Продавец и ее знакомая рассказывают об отношениях с Аршановским разрезом.
— Взрывают! Извините, но у нас уже домам полвека, — рассказывает продавец, — Естественно — там трещина пойдет, тут посыпется. Иногда причем тихо взрывают, а иногда — как гром гремит! Обещали, что будут только подземные работы, а взрывных не будет. Сколько раз мы с ними встречались, не смогли отвоевать...
— Человек 10-15 наших там работают, — говорит покупательница, — Местных стараются не брать, в основном сотрудники все приезжие. Они снимают жилье, причем на моей улице утром бывает по восемь больших машин стоит. Утром они начинают их греть — шум, дети маленькие бегают, не дай бог задавят! Ходили жаловались, так они с другой стороны стали заезжать, а теперь вообще запретили на больших машинах ездить в деревню — дорога совсем разбита.
— Главное, скотина не ходит, в два часа она уже дома! — сетует на потерю пастбищ продавец магазина. — Еще говорят, что начнут дома ломать на ближних улицах, оценят, денег дадут. А сколько они мне дадут, если у меня дом 50 лет назад построен?
Угольщики пытаются умиротворить село материальной помощью. Для разреза, который планирует добывать уголь в течение 167 последующих лет, примерно миллион рублей в год "на благотворительность" — не сумма.
— Нам угля дали, подарки развозили ребятишкам до 13 лет, Дед Мороз, Снегурочка, все было, — рассказывает продавец, — Бывает, праздники проводят, торт привозят. Стекла в школу сделали, еще варочное оборудование новое в школу, в столовую. Если за помощью обращаешься, то они придут, посмотрят, какой твой двор. Если у тебя двор захламленный, то они тебе не помогут, а если все в порядке, то помогут.
— Можно пойти попросить, — подтверждает покупательница, — Например, сосед мой окна вставлял, обратился, ему помогли.
Помимо взрывов жителей села беспокоит, что вода из колонок уходит: "Со временем совсем без воды останемся", — говорят в селе. Точно неизвестно, связано это с работой разреза или нет, но многие сельчане винят угольщиков. Жительница улицы Степной Людмила Воронкова проводит нас в дом, где установлена колонка.
— Сейчас воду отсюда пить уже невозможно, такая мутная, — говорит она, начиная качать насос — мы с бани носим. Если бы бани не было, то и не знаю, где бы брали воду...
В разговоре женщина постоянно использует термин "бомбят" — так в селе называют взрывные работы, которые ведутся на разрезе. Впрочем, некоторые аршановцы взрывам не придают значения, а падение уровня воды и ее качество объясняют естественными причинами. Макар Каштанов живет через несколько домов от Людмилы Воронковой. К происходящему он относится если не положительно, то нейтрально.
- Ну, трясут, но здесь же многоэтажек нету, — говорит мужчина, — Я сам бывший военный, немного разбираюсь. Вот блочный дом, если он треснет, все видно будет. С деревянным домом ничего не будет, а кирпичный — да, может пострадать. Вопрос с водой — опять же климатический, снега нет, поэтому, возможно, вода ушла. У меня, например, вода не уходит.
В здании местной администрации председатель Совета ветеранов Наталья Каштанова вместе с подругами распределяет между сельчанами газеты, которые купил разрез. Бесплатно раздают не только газеты, но и по три тонны угля на зиму. Конечно, на весь отопительный сезон столько не хватает, но все же — плюс. Если учитывать, что тонна обычного угля на разрезе стоит 1200 рублей, то каждый аршановец экономит по 3600 в год.
— Уголь стали давать бесплатно, газеты дают многодетным, инвалидам, пенсионерам, людям, которые… не в состоянии, — говорит Наталья, — На день инвалидов, день матери подарки давали, на Новый год. Сейчас путевки хотим попросить на Тагарское, Туманное — местные курорты. Потом, мы запланировали поездку в театр, надо только заранее заявить об этом. Или сейчас разрез официально откроется, и нас "кинут"? – вдруг спрашивает она присутствующего здесь же представителя угольщиков Александра Котожекова.
— Это же социальная программа, соглашение подписано, — отвечает он, — уголь будут возить каждый год. Мы обязаны.
Затем Александр Котожеков обращается уже ко мне: «Люди, увидев, что разрез оказывает им посильную помощь, начиная от угля и заканчивая финансами, сформировали нормальные отношения. Конечно, есть просьбы от населения, мы принимаем заявления. Например, просят выделить деньги на лечение, на операцию. Про остальные мелочи я уже не говорю».
Затем представитель предприятия говорит, что разрез оплачивает проведение спортивных мероприятий, покупает форму местным спортсменам, устраивает национальные праздники. По его словам, на разрезе работает 25 местных жителей, и предприятие ведет переговоры, чтобы начать подготовку местных кадров в учебных заведениях не только Хакасии, но и Кемеровской области.
В какой-то момент женщины высказываются в адрес республиканских властей:
— Митинги против разреза были, и Зимин приезжал, говорил — не открою разрез, а потом никого не спросили, да еще и гонения начались, — говорит одна из присутствующих, — Когда его переизбрали, нас больше не спрашивали...
— Вы много не рассказывайте, а то вообще ничего не дадут, — вдруг говорит Александр Котожеков по-хакасски, чтобы журналист не мог его понять. Но позже фразу удается перевести.
— Как есть, так и говорим, не наговариваем ни на кого, — отвечает Наталья Каштанова.
"Тайное" замечание представителя угольного разреза имеет обратный эффект — когда он уходит, женщины выражают недовольство гораздо ярче.
Действительно, позиция руководства республики резко поменялась после губернаторских выборов 2013 года. «Я не скажу, что разрез так нужен республике, — говорил глава Хакасии Виктор Зимин в 2012 году, до выборов, — Он не нужен, по большому счету. Ничего страшного не произойдет в бюджете. Ничего! Никаких великих потрясений не будет. Переживем!».
Однако после того, как Зимин в 2013 году был избран главой республики на новый срок, он уже назвал разрез в Аршаново «нашим» и пожелал ему процветания.
Пресс-служба ООО «Разрез Аршановский» официально сообщила, что угольщики намерены вложить в социальную инфраструктуру села 17 миллионов рублей. Правда, что конкретно будет сделано — не сообщается. Кто компенсирует людям тревогу от постоянных взрывов, разбитые дороги и ущерб природе? Многие аршановцы уверены, что никто.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.
//Партнер Гнездо.ру
Картина дня

Матвиенко предложила подумать о том, чтобы обязать неработающих трудоспособных граждан платить за ОМС
Операторы связи предложили упростить правила получения сим-карт для иностранных туристов

Минпромторг решил включить Haval и Tenet в список машин для такси

ЦБ назвал символы, лидирующие в голосовании для банкноты в 500 руб.

Задержанный во Франции танкер отпущен

Эдуард Бояков стал худруком Театра на Малой Ордынке

Рита Дакота ответила на слова новой жены Соколовского об их браке

Наши публикации

Нетаньяху принял план Трампа по завершению конфликта в Газе: оккупации или аннексии сектора не будет
Силуанов объяснил повышение НДС и снижение порога доходов для упрощенки интересами госбюджета

Келлог: Трамп разрешил Украине наносить удары вглубь России

Путин: Россия готова придерживаться ДСНВ еще в течение года после истечения его срока

РКН хочет блокировать звонки с российских сим-карт в роуминге, делая исключение для туристов и командировочных

Трамп заявил, что "Путин его подвел", но что его подвело на самом деле?

Спрос на автомобили из-за рубежа вырос в три раза за неделю в преддверии резкого повышения утильсбора

Слухи, скандалы, сплетни
Тимур Родригез обратился в суд, чтобы добиться снижения размера алиментов

У фигуристов Алены Костороной и Георгия Куницы родился первенец

Рита Дакота ответила на слова новой жены Соколовского об их браке

Екатерина Гордон больше не представляет Елену Товстик: "У нас разные взгляды на перспективы"

Шоубиз
Ксения Бородина вышла замуж за Николая Сердюкова

Виктория Боня о своем восхождении на Эверест: "Удивило молчание коллег по шоу-бизнесу"

Наука
SpaceX успешно запустила Starship после нескольких неудачных пусков

Роскосмос сообщил об устранении утечки воздуха на модуле "Звезда" МКС, о которой известно с 2019 года

«Яндекс» планирует заняться созданием человекоподобных роботов

Корабль Blue Origin с Кэтти Перри и невестой Безоса совершил полет в космос

Хайтек
В сеть утекли 16 млрд паролей от аккаунтов Apple, Google и других сервисов

Разработчики ПО для российской ОС «Аврора» подали заявление о банкротстве

В ФСБ рекомендовали откаться от использования российского браузера "Спутник"

Ъ: В российских кнопочных телефонах обнаружили уязвимость, которая позволяет управлять телефоном посторонним

Туризм
АТОР опровергла информацию об «урезании» Италией шенгенских виз для россиян

В Европе готовятся запустить новую систему пограничного контроля - контроль за пребыванием ужесточится

Песков: В Кремле не видят новизны в заявлениях Трампа

За поездки за рубеж предложили ввести сбор

Спорт
Станислав Черчесов стал главным тренером грозненского «Ахмата»

Дегтяреву неловко называться президентом и он просит себя переименовать

Двукратная олимпийская чемпионка по биатлону Лаура Дальмайер погибла в горах Пакистана

«Оренбург» сыграет вместо исключенного «Торпедо» в новом сезоне РПЛ

МВД назвало размер взятки арбитру за помощь «Торпедо» в решающем матче

«Торпедо» исключили из числа участников РПЛ, но клуб «будет жить»

Вкусный раздел
Юлия Дианова: Не просто завтрак

Дарья Близнюк: «Заготовки от Даши. Вкусно, как ни «крути»!

Анна Аксёнова: Муссовые торты. Легче легкого!

Софи Дюпюи-Голье: Мир хлеба. 100 лучших рецептов домашнего хлеба со всего мира
