Американское агентство СТРАТФОР опубликовало сенсационную информацию относительно внезапной смерти начальника ГРУ ГШ ВС России Игоря Сергуна.
Stratfor отмечает, что произошла она при странных обстоятельствах: правительство утверждает, что умер Сергун 4 января в Москве от сердечного приступа, а источник Stratfor сообщил, что произошло это в Новый год в Ливане (The Russian government said he had a heart attack in Moscow on Jan. 4, but a Stratfor source heard a report that he died on New Year's Day in Lebanon).
Если последнее – правда, продолжает издание, то закономерно возникает вопрос: что Сергун делал в Ливане и почему Кремль скрывает этот факт?
Как раз ответ на этот вопрос весьма прост: любое государство старается скрыть направления и методы агентурной работы своих спецслужб, тем более, если в них принимает участие руководство разведки. Примеров непосредственного выезда глав ведущих мировых спецслужб в те или иные зарубежные страны не так уж много. И они, как правило, обеспечиваются соответствующими договоренностями о мерах безопасности с «коллегами» из зарубежных спецслужб.
Впрочем, не всегда такие договоренности помогают, и не всегда они и имеют место. В этом плане можно вспомнить странную историю с исчезновением главы внешней разведки Саудовской Аравии принца Бандара, а также таинственную гибель во время командировки в Сирию замначальника ГРУ Юрия Иванова, тело которого было выброшено на турецкий берег 16 августа 2010-го года.
В последний раз генерала Иванова видели, когда он посещал стройплощадку в прибрежном сирийском городе Тартусе, где строятся новые объекты российской военно-морской базы Черноморского флота.
«После этого посещения Иванов уехал на встречу с сирийскими разведчиками. По сообщению турецкой газеты Vatan, в этот момент он и пропал», написала английская «Гардиан».
Издание не выдвигает никаких предположений о причинах гибели Игоря Сергуна, но уделяет основное внимание якобы существующей острой конкуренции между двумя ведущими спецслужбами России – ГРУ и ФСБ.
Это соответствует тенденциозному стилю этого агентства, которое называют «частным ЦРУ». В качестве основного «театра военных действий» между двумя спецслужбами СТРАТФОР видит Украину, называя Владислава Суркова одним из «крупнейших спонсоров» ГРУ (one of the GRU's biggest backers).
Не исключено, что это соответствует действительности, по крайней мере сам Сурков, как он неоднократно мне говорил, всегда принципиально отмечал как свой праздник день военного разведчика
День военного разведчика был установлен приказом Министра обороны Российской Федерации Сергеева Игоря Дмитриевича № 490 от 12 октября 2000 года.
Дата 5 ноября была выбрана не случайно: этот день можно по праву считать днём рождения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно было создано в 1918 году, по приказу Реввоенсовета РСФСР, который утвердил штат Полевого штаба РВСР, в структуру которого входило регистрационное управление (РУПШКА) с функциями координации усилий разведорганов подразделений РККА и подготовки разведывательной информации для Полевого штаба Красной Армии.
СТРАТФОР констатирует, что в последнее время Сурков, который наряду с Сергуном играл важную роль в реализации стратегии гибридной войны на Восточной Украине, снова утратил «портфолио по Украине» (Vladislav Surkov, lost the Ukraine portfolio once again) и задается вопросом, какой будет здесь дальнейшая политика России.
Если предположения американского агентства о конкуренции между двумя крупнейшими российскими спецслужбами не лишены оснований, то это свидетельствует об отсутствии в российских верхах единой стратегии в отношении Украины.
Нелишне вспомнить в этом плане, что успех плана «Барбаросса» на начальном этапе войны Германии против СССР был в немалой степени обусловлен четко налаженным взаимодействием на Восточном фронте между главой СБ (службы безопасности Рейха) Гейдрихом и руководителем абвера (военной разведки) адмиралом Канарисом. Сохраняя полную независимость своей службы в профильных вопросах, Гейдрих дал указание своим подчиненным быть помощниками абвера в «тактике ведения сражений».
Безусловно, никакая аналогия не может служить указанием к действию или подражанию. Однако, сенсационная публикация СТРАТФОРА свидетельствует, что как минимум информационное обеспечение деятельности российских спецслужб оставляет желать лучшего.
Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.