globallookpress.com
Кризис в Бразилии как фон Олимпиады. Игры с поклонами-непоклонами в дзюдо. Комментарии на тему российских олимпийцев. Провал сборной Украины. Перебежка американок в эстафете. Всё это – политика, которая в Рио-де-Жанейро постоянно вмешивалась в спорт, смазав впечатление от Игр и порой затмевая собственно состязания.
«О спорт! Ты – мир!», - гласит олимпийский девиз. Да, в древние времена на период Олимпиад останавливали войны. Но в наше время всё не так. Крупнейший спортивный форум используется для сведения политических счётов, для самоутверждения на мировой политической арене с помощью спорта. Политика сопровождает любую Олимпиаду современности, но игры в Рио-де-Жанейро, кажется, побили по этой части все мыслимые рекорды.
Начнём с государства-хозяина Олимпиады. Бывший президент Бразилии Луис Инасио «Лула» да Силва видел в проведении Игр возможность по-новому показать свою страну на международной арене. Крупнейшая страна Южной Америки должна была предстать как поднимающийся гигант, как один из лидеров будущего. Олимпиада показала, что Бразилия взвалила на себя непосильную ношу, и в полной мере с проведением спортивного праздника не справилась.
На протяжении последних месяцев страну сотрясал политический кризис. Президента Дилму Руссефф парламент отрешил от должности, а и.о. главы государства Мишеля Темера на церемонии открытия народ освистал так, что на закрытие Игр он решил не явиться. Параллельно в стране проходили демонстрации протеста против злоупотреблений при строительстве объектов, распилов и откатов, гигантских трат на олимпийские нужды. На спокойную обстановка в Бразилии не походила явно.
Мутная вода в бассейне, которую пришлось срочно заменить, кажется, стала символом Игр. Огромные волны на гребном канале – точнее, в океанской бухте, приспособленной для гребли, тоже вызывали вопросы. Непригодные для жизни номера также стали спутником Олимпиады – особенно не повезло представителям Австралии и Голландии, хотя жаловались многие. Задержки с началом соревнований, церемоний награждения превратились в обычное дело.
Особый бич Рио-де-Жанейро – высочайший уровень преступности. Незадолго до Игр стало известно, что полицейским задерживают жалование. Вот и работали они, видимо, спустя рукава. Сообщения об ограблениях гостей Олимпиады приходили чуть ли не каждый день. Ограбили российского призёра Игр в Лондоне Евгения Коротышкина. Да много кого там ограбили… Хорошо, что хоть до убийств дело не дошло. В общем, политическая чехарда отразилась на проведении Олимпиады, и отразилась не в лучшую сторону.
Перенесёмся к нашим соседям, на Украину. После поражения украинского борца Жана Беленюка от российского Давида Чакветадзе в финале украинский министр спорта Игорь Жданов громогласно заявил, что Россия украла у Украины медаль. На табло министр Жданов посмотреть, видимо, забыл – там горели цифры 9:2. При таком счёте на судей не сошлёшься – никто за пределами Украины его не поддержал. И представляется, что таким образом Жданов снимал с себя политическую ответственность за происходившее на Олимпиаде…
У Жданова были все причины для поиска происков врагов. Украина выступила в Бразилии очень плохо. Всего два «золота» и 11 медалей в сумме – это настоящий провал. До сих пор худшим результатом украинцев на Олимпиадах было 20 медалей в Лондоне, или же три золотые в Сиднее-2000 при 23 медалях там в целом. Могли бы украинские чиновники заступиться за гимнаста Олега Верняева, и было бы у него «золото» в абсолютном первенстве. А так оно уехало в Японию.
Когда в стране творится политический бардак – о победах в спорте можно забыть. Готовиться к Олимпиаде украинским спортсменам было тяжело. От количества украинцев, выступающих за другие сборные, просто рябило в глазах. Массового снятия представителей Украины за допинг не отмечалось – все до Рио доехали. В итоге Игры обернулись тяжёлым политическим ударом по руководству Украины, и пенять ему можно только на себя.
Большие политические игры происходили в дзюдо. Здесь Международному олимпийскому комитету (МОК) пришлось наказывать египтянина Ислама Шехаби. Проиграв схватку израильтянину Ору Сассону, он отказался пожать руку сопернику и сделать поклон. Объяснил он это невозможностью выразить уважение государству Израиль. Что ж, арабо-израильский конфликт не в первый раз «вторгается» на Олимпиаду, и хорошо ещё, что без жертв обошлось.
Не всё гладко было и с первой в истории золотой медалью Косово. Дзюдоистка Майлинда Кельменди входила в число сильнейших, но она подозрительно не получала замечания даже в то время, когда проявляла полную пассивность. Полуфинальная схватка с японкой и финал с итальянкой оставили на сей счёт массу вопросов. Медаль Кельменди явно заслуживала – но насчёт победы есть вопросы. Очевидно, само присутствие Косово на Олимпиаде – проект США и ЕС, и без политики в данном вопросе явно не обошлось.
О политическом весе США наглядно говорит и история в женской эстафете 4 по 100 метров. Американки потеряли палочку, но их защитили спортивные чиновники, углядевшие нарушение со стороны соперниц. Впервые в истории Олимпиад команде дало право в одиночку перебежать эстафету. В итоге сборная США получила «золото». Кто ещё бы добился такого отношения к себе? Вряд ли кто. Американцы в политике претендуют на особую роль, и на Играх оно опять проявилось.
По понятным причинам сборной России уделялось в Рио повышенное внимание. Отказ американских пловчих поздравить с медалью Юлию Ефимову по причине допинга – скорее следствие политической возни, в которую включились спортсмены, чем сама политика. К такому же следствию можно отнести натянутое сожаление некоторых конкуренток Елены Исинбаевой в секторе по прыжкам с шестом по поводу её отсутствия. Но даже если сожаление и натянутое – они высказались вполне достойно.
А вот где точно была политика – так это в избрании Исинбаевой в комиссию спортсменов МОК. Избрание её сомнений не вызывает – она получила своё место как выдающаяся спортсменка. Но даже пошли комментарии. Особенно отличился канадский пловец, чемпион Игр 1992 года Марк Тьюксберри. На своей странице в соцсети он выразил сожаление по поводу избрания Исинбаевой, поскольку она виновата в истории с допингом. Хотя вообще-то Елену Гаджиевну на допинге никто и никогда не ловил…
Политический подтекст здесь усматривается не только в связи с напряжёнными отношениями между Россией и Западом, Россией и Канадой. Дело в том, что Тьюксберри – активист гей-движения, который имеет с руководством России свои счёта вследствие пресловутого закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Исинбаева в своё время отказалась критиковать данный закон, из-за чего у гей-активистов на неё вырос зуб. Так что и здесь политика дала о себе знать.
Отдельно стоит сказать о сугубо политической акции немецкого таблоида Bild, который демонстративно отказался сообщать о результатах сборной России и включать нашу страну в медальный зачёт. Объяснялось всё недопустимостью присутствия России на Олимпиаде вследствие того, что её подозревают в государственной программе допинга. Надо сказать, что по ходу Олимпиады Россия всё же иногда мелькала в таблице издания, но её каждый раз удаляли.
Поведение Bild понятно, но достаточно глупо. Узнать о выступлении российских спортсменов можно без проблем, и части аудитории издание себя лишило. В данном случае издание уподобилось… КНДР, где принципиально не сообщают об успехах сборной Южной Кореи. В данном случае политика полностью затмила спорт. Не говоря уже о том, что Bild применил презумпцию виновности – доказательства наличия именно государственной программы допинга в России пока никто не предоставил.
На фоне этого околоспортивного политического кошмара приятно удивили баскетболисты и ватерполисты из Сербии и Хорватии. Они встречались между собой, причём в случае с водным поло – в финале. Про, мягко говоря, непростые отношения между сербами и хорватами говорить излишне. Но всё удалось оставить в рамках спорта – никаких массовых драк, побоищ, угроз убить или покалечить после обеих встреч не было. Спорт в данном случае остался спортом – несмотря на эмоции болельщиков в обеих странах.
Впечатления от Олимпиады в Рио остались во многом смазанными. Пока ничто не говорит о том, что политика уйдёт из олимпийского движения. Видимо, она из него никогда не уйдёт. Но такое её количество кажется откровенным перебором. Хочется всё-таки больше писать именно о спортивных состязаниях. Но ничего не поделаешь. «О, спорт! Ты – политика!». Иначе, увы, не скажешь.
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.