Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время визита в Сербию оказался запечатлен на фотографиях рядом с разыскиваемым по линии Интерпола человеком, которого подозревают в участии в попытке государственного переворота в Черногории.
Неманья Ристич, стоящий рядом с Лавровым 12 декабря во время церемонии возложения цветов к памятнику советским солдатам, погибшим во время освобождения Белграда в 1944 году, участвует в пророссийском движении «Заветницы», члены которого присутствовали на церемонии.
На самом деле как раз этот факт снимает возможные претензии к российскому министру, который никогда не стал бы фотографироваться с людьми с сомнительной репутацией, обладай он какой-то информацией. Поскольку общественная организация, членом которой является Неманья Ристич, в Сербии не запрещена, ее активисты имеют полное право присутствовать на любых церемониях и фотографироваться с кем угодно. Да и министр Лавров такое право имеет.
Однако, фотографии Ристича, засветившего свое присутствие в Сербии, взволновали прежде всего прессу Черногории, где он якобы пытался совершить госпереворот.
Местная пресса пишет:
«Хотя на Ристича выдан красный ордер Интерпола, он, по-видимому, свободно перемещается по Белграду, в пользу чего говорит размещенная в Facebook фотография».
Эту тему подхватила вся мировая пресса. Агентство «Associated Press», недоумевая, как это Ристича подпустили так близко к Лаврову, учитывая, что он в 2012 году отсидел срок за убийство, а в 2015 году суд назначил ему психиатрическое лечение за угрозу убийством бывшему послу США в Белграде Майклу Кирби, а также местному журналисту и прокурору Высокого суда Белграда.
Сам Ристич заявил, что оказался рядом с главой российского МИД случайно. Он также отрицает причастность к попытке государственного переворота в Черногории.
Российская пресса писала, что власти Черногории объявили в международный розыск по линии Интерпола граждан России Эдуарда Широкова и Владимира Попова, и трех граждан Сербии - Предрага Богичевича, Милоша Йовановича и Неманью Ристича - по подозрению в организации госпереворота на прошедших недавно выборах.
Публикации в российских СМИ были выдержаны в духе того, что «режим Мило Джукановича, удерживающего власть в Черногории уже четверть века», готовит фальсифицированный судебный процесс по делу о «попытке госпереворота с российским участием», чтобы дискредитировать оппозицию, выступающую против вступления в НАТО.
В Черногории 16 октября прошли парламентские выборы. В этот же день власти объявили о задержании 20 граждан Сербии по подозрению в подготовке теракта и путча. По сведениям местной прокуратуры, они планировали во время оглашения результатов выборов напасть на собравшихся перед зданием парламента граждан и полицейских, затем занять помещения скупщины (парламента) с целью «провозгласить победу одной из политических партий», а также «лишить свободы премьер-министра Черногории». Лидером организации якобы был бывший начальник жандармерии Сербии Братислав «Бато» Дикич.
Британская «Гардиан» со ссылкой на источники в Белграде сообщила, что секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев во время визита в Белград якобы принес извинения за участие россиян в попытке госпереворота в Черногории. Издание со ссылкой на местные СМИ сообщило, что «при задержании у граждан РФ было обнаружено 120 тысяч евро, униформа спецназа и спецоборудование, позволявшее организовать слежку за премьер-министром».
В пресс-службе Совбеза РФ в ответ на просьбу ТАСС прокомментировать публикацию «Гардиан» заявили, что Николай Патрушев «ни перед кем не извинялся, так как не за что».
Обвинения черногорских властей так и остались недоказанными, даже пресловутая униформа спецназа не была предъявлена прессе. Однако, обсуждение мировой прессой всплывшего на фото рядом с министром Лавровым разыскиваемого Интерполом Неманьи Ристича дает повод затронуть тему эффективности российского внешнеполитического инструментария.
Нет спору, самым увесистым аргументом внешней политики были и остаются оккупационные войска на территории страны, с которой хочется дружить. Достаточно привести в пример Японию, имеющую с США договор о совместной обороне и американские военные базы на своей территории. Или ту же Германию, где спустя 80 лет после окончания второй мировой войны до сих пор расположены американские гарнизоны.
Иногда оказывается достаточным организовать государственный переворот. США много раз устраивали такие путчи, в той же Латинской Америке. А СССР - в Афганистане, к примеру, когда резиденция законного главы государства была взята штурмом советским спецназом.
Но самым эффективным способом обеспечить свое влияние в той или иной стране является так называемая «мягкая сила» (soft power). Безусловный лидер в этой сфере - Британская Корона. Вездесущая британская разведка сохраняет свою агентуру в самых отдаленных уголках планеты на протяжении столетий. МИ-6 известна тем, что имеет и любит проводить многоходовые долгосрочные операции, в отличие, скажем, от брутальных, но зачастую неуклюжих црушников.
Однако, самый эффективный рычаг британской «мягкой силы» - это широко известный Британский Совет.
Британский Совет (British Council) — международная организация, призванная развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами. В Британском Совете по всему миру работает более 7000 штатных сотрудников, офисы организации есть в 110 странах мира.
В России Британский Совет работает уже более двадцати лет, развивая двусторонние отношения между Россией и Великобританией и способствуя культурному обмену между двумя странами. Британский Совет занимаемся проектами в сфере искусства, образования и английского языка и совместно с российскими и британскими партнерами ежегодно организует масштабную программу культурных и образовательных мероприятий.
Британский Совет является общественной организацией, созданной в 1934 году королевской хартией. У себя на родине совет имеет официальный статус благотворительной организации. Глава совета и его покровитель — королева Елизавета Вторая, вице-покровитель — принц Уэльский, председатель — лорд Киннок, бывший лидер партии лейбористов. Финансовый аспект регулируется Форин-офисом (Foreign and Commonwealth Office), при этом в своей деятельности совет независим и самостоятелен. Исполнительный директор — Мартин Дэвидсон (вступил в должность в апреле 2007).
Остается сообщить, что эту информацию предоставляет Википедия, которую курирует МИ-6, которая в свою очередь, как и прочие британские спецслужбы подотчетна королеве Великобритании.
Менее эффективными являются, на мой взгляд, так называемые неправительственные правозащитные и экологические организации, которые широко финансируются западными правительствами, в первую очередь правительством США. Эти структуры слишком акцентированы на заявленных ими целях, и их деятельность легко отслеживается контрразведкой стран присутствия.
Возможно, в силу столь широкого инструментария для воздействия на политику иноземных государств спецслужбам Великобритании нет нужды напрямую участвовать в спецпроектах на территориях стран-мишеней, даже когда это имеет место.
Известна активная роль ЦРУ в организации свержения Януковича на Украине. Целый этаж в здании СБУ теперь отведен старшим «коллегам» из ЦРУ. А вот то, что на самом деле основную роль в подготовке событий 2014 года на Украине сыграли «эксперты» из британского Тавистокского института человеческих отношений, мало кто знает.
Столь же скрытно, руками своих подопечных из Саудовской Аравии и Катара, действует Корона и на территории Средней и Центральной Азии.
В современных условиях любой успешный государственный переворот должен опираться на разветвленную сеть неправительственных организаций (культурных, правозащитных, экологических), на прикормленных или завербованных журналистов, а также на агентуру в местных силовых структурах.
Кстати, если говорить о странах СНГ, то практически в каждой из них, за исключением, пожалуй, Белоруссии, такой набор «необходимых и достаточных», как говорят математики, условий, присутствует в полной мере.
И если недавние выборы нового президента в Узбекистане принесли успех дружественному России Шаукату Мирзиёеву, то это в немалой степени было гарантировано тем, что командный состав армии этой республики на 60 процентов укомплектован этническими русскими, а также татарами.
Однако это чисто ситуативная удача, которая не отменяет того факта, что отсутствие «мягкой силы» у нынешней России объясняется тем, что российские эксперты делают всю ставку на конкретные личности, в то время как Запад работает широко и системно.
США никогда не объявляют официально войну тому или иному народу. Они борются с тиранами, диктаторами, защищают права человека. Именно поэтому США потратили на поддержку независимой прессы и прочих друзей «свободного мира» на Украине на два порядка меньше, чем Россия на подкуп украинских лидеров, и, тем не менее, победили.
Я не могу даже мысленно допустить, что наши профильные специалисты, в частности эксперты Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), которым некоторые СМИ приписывают организацию попытки переворота в Черногории, решились бы на такую авантюру, опираясь всего лишь на отставного шефа сербской полиции и небольшое количество отчаянных боевиков. Уровень квалификации генерала Решетникова, бывшего главы РИСИ, предполагает, что он должен бы понимать, чем отличается полностью зависящая от Евросоюза Черногория от Афганистана времен СССР. Так что вряд ли российские спецслужбы пошли бы римейк штурма дворца Амина почти сорок лет спустя. Обвинения в этом несут столь же спекулятивный, как мне кажется, характер, что и приписывание «российским хакерам» вмешательства в избирательную кампанию в США.
Тем не менее пренебрежение инструментарием мягкой силы в профильных кругах РФ налицо. Несколько лет назад я выступил с докладом о технологиях цветных революций на конференции «Инфофорум», посвященной вопросам национальной безопасности. На примере событий «арабской весны», опираясь на исследования экспертов Академии реальной политики, я рассказал о методиках организации социального протеста без помощи интернета и СМИ, что было в полной мере применено на украинском майдане в 2014 году. После доклада ко мне подошла большая группа участников конференции из стран СНГ (военные и контрразведчики), задали интересующие их вопросы, попросили прислать наши исследования. Общее настроение выразил эксперт из Чехии (страны, входящей в НАТО), который с улыбкой сожаления сказал мне, что главная проблема России, - в том, что у нее нет мягкой силы. Ни один российский участник конференции в нашей неформальной дискуссии, замечу, участия не принял.
Увы, эта проблема не решается одномоментно. Направленное вовне «культурное излучение», как называл «мягкую силу» великий английский историк и разведчик Арнольд Тойнби, создается даже не годами, а как минимум десятилетиями. Кроме того, чтобы что-то «излучать», надо это иметь.
«Культурное излучение» нынешней России, надо честно признать, порой просто пугает её ближних и дальних соседей, что и дает повод для всевозможных обвинений. Обоснованы они или нет - это не так уж важно. Важно то, что им охотно верят те, кто побаивается реликтовых имперских амбиций Российской Федерации. Особенно когда опровергаются эти обвинения, что называется, на бегу, и с открытым пренебрежением к напуганной аудитории.
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
Больше новостей и ближе к сути? Заходите на ленту в Телеграм!
Добавляйте CСб в свои источники ЯНДЕКС.НОВОСТИ.